Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СИБИРСКАЯ КОРОВА?

СУДЬБА СИБИРСКОГО ЛЬНА

Наши контакты:

г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104, офис 230

Тел.: (383) 335-61-41 (факс), +7 913-900-05-75 (директор),

+7 913-941-72-79 (главный редактор Павел Березин)

Реклама:

+7 913-201-66-53 (Оксана),

+7 913-201-41-50 (Наталья),

+7 913-201-42-84 (Светлана)

E-mail: predsedatel@ngs.ru

По вопросам подписки и рассылки обращаться по телефону:

+7 913-201-66-53 (Оксана)

   ЗЕРНОВОЙ РЫНОК СИБИРИ: СИТУАЦИЯ          ПАВЕЛ БЕРЕЗИН О КАТАСТРОФЕ С ЗЕРНОМ               АЧС: К ВАМ ПРИШЛИ - ЧТО ДЕЛАТЬ?       

Господдержка-2017: меньше бумаг – больше эффективности

   В 2017 году грядут кардинальные изменения в системе государственной поддержки сельского хозяйства. Что такое «единая субсидия», как теперь будут распределяться средства сельхозпредприятиям, и не произойдёт ли «под сурдинку» уменьшения количества субсидий глобальное сокращение бюджетных расходов на АПК? Обо всём этом ПРЕДСЕДАТЕЛЬ расспросил заместителя министра сельского хозяйства Новосибирской области Александра СОБОЛЕВСКОГО.

   Новая команда Минсельхоза России разработала совершенно новый механизм государственной поддержки сельхозпроизводителей. Первый вопрос, который мы задали Александру Александровичу: какие цели ставились, и зачем вообще нужна эта реформа?

   – Прежде всего затем, чтобы сделать господдержку более эффективной, понятной и прозрачной для самих аграриев и адекватной тем задачам, которые сегодня стоят перед сельским хозяйством страны.

   Также важной целью реформы было сократить сроки перечисления федеральных средств регионам, и самим аграриям: господдержка должна оказываться вовремя, тогда, когда конкретное хозяйство наиболее остро нуждается в средствах на кредитование, на горючку, удобрения, ремонт техники и т.д. То есть в преддверии посевной, а не в мае или в августе.

   Для этого необходимо было сократить количество межбюджетных трансфертов. В прежней системе господдержки АПК их было 54, у нас в Новосибирской области господдержка сельчанам из федерального бюджета оказывалась по 31-му направлению. Это создавало большие трудности в плане оперативности доведения средств до хозяйств, оформления и расчёта этих многочисленных субсидий. Теперь направлений господдержки – то есть субсидий, перечисляемых из Москвы регионам – останется всего семь. Соответственно, сокращается и весь бюрократический механизм по «обработке» этих субсидий региональными минсельхозами и перечислению средств хозяйствам. В общем, «бумажной» работы станет значительно меньше. Читать далее

 

Бюджет-2016: как заложат, так и выложат
Ситуация с господдержкой сельского хозяйства России повторяется из года в год: мечты Минсельхоза это одно, а реальность Минфина – совсем другое. Год только начался, а финансовое ведомство уже объявило, что заложенные ранее цифры расходов на село выполнить не в состоянии, и бюджет надо «порезать».
   
   Итак, на 2016 год расходы федеральной казны на поддержку АПК запланированы в размере 235 миллиардов 895 миллионов 990 тысяч 900 рублей. Это на 25 миллиардов рублей больше, чем в предыдущем году. Что касается структуры господдержки, то в целом она не претерпела серьёзных изменений, за исключением «молочки».
Как и обещал министр Ткачёв, поддержка молочного животноводства, судя по цифрам бюджета, резко усиливается: по сравнению с 2015 годом по этому направлению планируется выделить вдвое больше средств – 30 миллиардов рублей. Из них 13 миллиардов, согласно принятому бюджету, пойдут на субсидии на литр товарного молока (в 2015-м было 6 млрд), 7,5 миллиардов – на субсидирование кредитов на строительство ферм (в прошлом году – 5,4 млрд), 6 миллиардов на компенсацию животноводам прямых затрат по строительству молочных комплексов, включая оборудование (в минувшем году по этой статье в бюджете нашлось всего около 400 миллионов, причём львиную долю этих средств получили три стройки известного агрохолдинга «ЭкоНива»). 2,6 миллиарда рублей выделяется на поддержку молочного племенного скота, что примерно соответствует прошлогодним расходам.
   Значительно меньше по сравнению с предыдущим годом планируется потратить из бюджета на развитие так называемых оптово-распределительных центров сельхозпродукции – 4,7 млрд рублей (в 2015 году – 7,3 млрд). Кстати, многие эксперты, учёные и аграрии весь прошлый год критиковали саму идею строительства этих центров, сомневаясь в их необходимости и востребованности со стороны крестьян: по мнению большинства представителей аграрного сообщества, эти будущие «центры» – тот же перекуп, только под респектабельной вывеской.
2,6 миллиарда федеральных рублей выделяется в этом году на поддержку строительства селекционно-генетических центров.Об их создании Минсельхоз России объявил ещё год назад, но дальше разговоров и скандальных перепалок между крупными племпредприятиями о том, кто будет главным «осеменителем» российского АПК, дело пока так и не сдвинулось. Сейчас, если эти два с половиной миллиарда действительно будут выделены, власти, видимо, определятся-таки, кто будет «осваивать» эти средства. Причём в птицеводстве планируется выдавать господдержку на строительство селекционных центров авансом, чтобы ещё больше заинтересовать потенциальных инвесторов. Это связано с критической зависимостью российского птицепрома от зарубежного племенного яйца и прародительского стада, что прямо угрожает продовольственной безопасности страны в нынешней непростой геополитической обстановке.
   Что касается технического перевооружения, то на важнейшую в этой сфере программу «1432» (субсидирование отечественных производителей сельхозтехники) на нынешний год в казне нашли лишь 1,8 миллиарда рублей – это даже немного меньше, чем в 2015-м. Однако мощное лоббирование программы со стороны владельцев крупных предприятий сельхозмашиностроения (прежде всего, компаний «Ростсельмаш» и Петербургский тракторный завод) сделало свое дело: уже в начале февраля премьер-министр Д.Медведев клятвенно пообещал найти в 2016 году дополнительные 10 миллиардов на субсидии производителям техники. Эти средства, по словам премьера, будут выделены из Резервного Фонда в рамках так называемого Антикризисного плана Правительства. Ещё 500 млн рублей власти обещают направить на обновление парка техники высших образовательных учреждений, подведомственных Минсельхозу.
   Напомним, программа «1432» оказалась очень востребована отечественными аграриями: в прошлом году заводы-производители заключили с хозяйствами договора на поставку техники на сумму почти в 6 миллиардов рублей, втрое перекрыв бюджетный лимит.
   Более чем на миллиард рублей увеличиваются ассигнования на поддержку начинающих фермеров: по этой статье в 2016 году из федерального бюджета планируется потратить 4,3 миллиарда рублей.
9,3 миллиарда государство обещает выделить на поддержку мясного скотоводства (в 2015 – 7,3 млрд), плюс 372 миллиона рублей запланировано на субсидии на племенной скот мясных пород.
   На прежнем уровне останется финансирование несвязанной поддержки растениеводства (23,2 млрд рублей) и субсидирования кредитов (22 и 28 млрд по растениеводству и животноводству соответственно).
В полтора раза по сравнению с прошлым годом увеличиваются субсидии крымским виноделам: субсидии на закладку и уход за виноградниками составят 2,4 миллиарда рублей против 1 миллиарда в 2015 году.
   Российским овощеводам в нынешнем году из федерального бюджета достанется 5 миллиардов 300 миллионов рублей: это погектарная поддержка (её размер не изменился, несмотря на многочисленные просьбы отраслевых союзов о повышении погектарных субсидий овощеводческим хозяйствам), а также компенсация затрат и кредитных ставок на строительство овощехранилищ и тепличных комплексов.
   В наступившем году власти также решили, наконец, обратить внимание на мелиорацию: 8,7 миллиарда рублей пойдут на субсидии аграриям, решившим восстановить мелиоративные системы в своих хозяйствах, а также на реконструкцию крупных мелиоративных объектов в регионах. В частности, в Западной Сибири в рамках так называемой Федеральной адресной инвестиционной программы из бюджета будут выделены деньги на реконструкцию Пушкинской, Рассветовской и Новоомской оросительных систем в Омской области (113 миллионов), Кемеровской оросительной системы в Кузбассе (22 млн), Алейской оросительной системы в Алтайском крае (40 млн) и Чернореченской оросительной системы под Томском (25 млн). Ни одного мелиоративного объекта Новосибирской области в этом списке нет.
   Зато в сельскохозяйственном бюджете-2016 обнаруживается статья расходов, которая несомненно порадует новосибирских студентов-аграриев: 55,3 миллиона рублей «федералы» обещают выделить Новосибирскому аграрному университету на поддержку строительства нового общежития квартирного типа.
*****
   Эксперты в один голос называют аграрный бюджет-2016 бюджетом стагнации: заложенных на село средств хватит лишь на то, чтобы хоть как-то удержать ситуацию в АПК в её нынешнем состоянии, и на том спасибо. Но это ещё оптимистичная точка зрения: стоит только посмотреть на реалии экономики, то становится ясно, что аграриям очень сильно повезёт, если в текущем году они получат эти средства в запланированном объёме.
   Во-первых, уже в начале февраля оправдались опасения насчёт того, что цифры господдержки АПК на 2016 год не соответствуют возможностям казны. Министерство финансов объявило, что денег нет, и нужно сократить аграрный бюджет как минимум на 9-10% по всем основным статьям: растениеводство, животноводство, поддержка малых форм хозяйствования. Также Минфин заявил, что и слышать не хочет об увеличении поддержки сельхозмашиностроителей до 10 миллиардов рублей, мало того, ведомство предлагает сократить на 13% даже те средства на программу «1432», что ранее были прописаны в бюджете – до 1,776 млрд рублей. По этому поводу владелец «Ростсельмаша» Константин БАБКИН высказался на своей официальной странице в Facebook: «Странно. Буквально пять дней назад, 28-го января, Дмитрий Медведев провёл в Петербурге совещание, где среди прочего объявил о финансировании скидки «1432». На 10 миллиардов в этом году. Там и Силуанов присутствовал, не возражал. В конце совещания я подошёл к нему, поблагодарил. Он говорит: «Ну наконец-то! А то всё Минпром и Минсельхоз хвалите, а того, кто деньги выделяет, не замечаете!» Поулыбались, руки пожали...И вдруг это... Что там случилось? Башни Кремля борются? Кураторы из Вашингтона позвонили? Загадка».
   Так что борьба за аграрные деньги только начинается, и в течение года сельчане увидят, как умеет министр Ткачёв «вышибать» бюджетные средства у Правительства. И для кого он будет и «вышибать».
   Во-вторых, как известно, большинство выделяемых селу бюджетных денег отпускаются в регионы по принципу софинансирования. А учитывая тяжелейшее состояние региональных бюджетов и иссякающие на глазах ручейки налоговых поступлений, надеяться на полноценное участие субъектов федерации во всех программах господдержки АПК сегодня как минимум наивно. Уже в прошлом году, по данным депутата Госдумы Айрата ХАЙРУЛЛИНА, Минсельхоз России вернул обратно в бюджет 4,5 миллиарда рублей, выделенных на поддержку «молочки»: власти некоторых регионов до 1 ноября так и не смогли найти деньги на софинансирование.
Павел БЕРЕЗИН
КСТАТИ 
  Новосибирская область в 2015 году вошла в число субъектов федерации с наиболее низким процентом доведения средств федерального бюджета до сельхозпроизводителей. По данным Минсельхоза РФ, этот показатель у НСО по итогам года равен 77%. Хуже дела обстоят только ещё у шести регионов страны.
   Наконец, никуда не делась колоссальная бюрократизация системы распределения аграрных субсидий. В бюджете-2016 предусмотрено вобщей сложности 41 направление господдержки сельского хозяйства. Для каждой субсидии должно быть выпущено отдельное постановление Правительства РФ, которое перед этим должно пройти долгое согласование в Минюсте и в Минфине. Документы по нескольку раз совершают «путешествие» по многочисленным чиновным кабинетам, и в результате управленцы попросту не успевают вовремя администрировать все эти субсидии, хотя деньги на них вроде бы уже выделены. В декабре прошлого года председатель Счётной Палаты РФ Татьяна ГОЛИКОВА подвергла резкой критике сложившуюся систему господдержки АПК. Голикова указала на то, что регионы обычно до последнего не знают, какие средства и на что будут им выделены, и в результате не могут планировать внятную региональную аграрную политику. Официальных откликов изПравительства и Минсельхоза на эту критику пока не было.
   Принимая во внимание все эти факторы, можно смело говорить, что объявленное увеличение господдержки АПК – это пока всего лишь радужные планы властей, эдакие мечты. Сбудутся ли они – не знает сегодня никто. Ну а самим аграриям, как обычно, предстоит заниматься тем, что они умеют лучше всего – ждать.

 

 

Журнал ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ©

Все права защищены. Перепечатка или использование информации разрешаются только с письменного согласия главного редактора журнала ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Нарушение авторских прав будет преследоваться по закону