Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ

СУДЬБА СИБИРСКОГО ЛЬНА

Наши контакты:

 

г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104, офис 230. Тел.: (383) 335-61-41 (факс)

 

+7 913-900-05-75 (директор)

 

+7 913-941-72-79 (главный редактор Павел Березин).

 

Реклама:

 

+7 913-013-27-52 (Светлана)

 

+7 913-201-41-50 (Наталья) 

 

 E-mail: predsedatel@ngs.ru; predsedatel.agro@ya.ru

 

По вопросам подписки и рассылки обращаться по телефону:

  +7 913-013-27-52 (Светлана)

и по электронной почте: 

predsedatel.agro@ya.ru

 

   МОЛОКО  «УКРУПНИЛОСЬ»                  ГОСПОДДЕРЖКА ПО-НОВОМУ            СУБСИДИИ: ЧЕЙ КУСОК БОЛЬШЕ  

Господдержка: меньше бумаг – больше эффективности

   В 2017 году грядут кардинальные изменения в системе государственной поддержки сельского хозяйства. Что такое «единая субсидия», как теперь будут распределяться средства сельхозпредприятиям, и не произойдёт ли «под сурдинку» уменьшения количества субсидий глобальное сокращение бюджетных расходов на АПК? Обо всём этом ПРЕДСЕДАТЕЛЬ расспросил заместителя министра сельского хозяйства Новосибирской области Александра СОБОЛЕВСКОГО.

   Новая команда Минсельхоза России разработала совершенно новый механизм государственной поддержки сельхозпроизводителей. Первый вопрос, который мы задали Александру Александровичу: какие цели ставились, и зачем вообще нужна эта реформа?

   – Прежде всего затем, чтобы сделать господдержку более эффективной, понятной и прозрачной для самих аграриев и адекватной тем задачам, которые сегодня стоят перед сельским хозяйством страны.

   Также важной целью реформы было сократить сроки перечисления федеральных средств регионам, и самим аграриям: господдержка должна оказываться вовремя, тогда, когда конкретное хозяйство наиболее остро нуждается в средствах на кредитование, на горючку, удобрения, ремонт техники и т.д. То есть в преддверии посевной, а не в мае или в августе.

   Для этого необходимо было сократить количество межбюджетных трансфертов. В прежней системе господдержки АПК их было 54, у нас в Новосибирской области господдержка сельчанам из федерального бюджета оказывалась по 31-му направлению. Это создавало большие трудности в плане оперативности доведения средств до хозяйств, оформления и расчёта этих многочисленных субсидий. Теперь направлений господдержки – то есть субсидий, перечисляемых из Москвы регионам – останется всего семь. Соответственно, сокращается и весь бюрократический механизм по «обработке» этих субсидий региональными минсельхозами и перечислению средств хозяйствам. В общем, «бумажной» работы станет значительно меньше.

   Кроме того, подкорректированы многие критерии и формулы, по которым рассчитываются субсидии: зачастую параметры расчёта господдержки были просто непонятны ни регионам, ни самим аграриям, ни бухгалтерам сельхозпредприятий.

   И, наконец, господдержка станет более «местной»: со следующего года региональные министерства сельского хозяйства получат гораздо больше полномочий по определению направлений господдержки АПК в своих субъектах федерации. Исходя из задач, которые стоят перед каждым регионом в агропродовольственной сфере, экономической ситуации, возможностей местного бюджета.

   – Тем не менее, есть ли какие-то основные индикаторы, ориентиры, по которым нужно будет строить работу на местах?

   – Да, Минсельхоз РФ установил пять таких ориентиров развития отечественного АПК на ближайшие годы:

1. Ускоренное импортозамещение. Ну, тут всё понятно, это пункт не нуждается в комментариях.

2. Наращивание экспортного потенциала сельхозпродукции. Стране нужна валюта для закупки импортных технологий, сельхозтехники, которая пока не производится в России, импортной племенной продукции и т. д. Кроме того, за рубежом есть перспективные рынки сбыта, которые необходимо завоёвывать.

3.Стимулирование роста производства основных видов сельхозпродукции: молока, мяса, зернобобовых, овощей и так далее.

4. Развитие мелиорации. В рамках федерации это относительно новая приоритетная цель. Наша область участвует в данной программе уже третий год, имеет свою подпрограмму в областной «Программе развития сельского хозяйства», и получает федеральные средства по этому направлению. Это не только субсидирование оросительных систем, но и осушение территорий, культуртехнические работы, гидромелиорация. Это очень важное для нашего, мягко говоря, не самого влагообеспеченного региона направление. И мы будем планомерно продолжать нашу работу по привлечению федеральной господдержки.

5. Развитие малых форм хозяйствованияна селе. Задача – ежегодно увеличивать регионах число начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм на базе КФХ и сельских кооперативов. Как вы знаете, Минсельхоз РФ планирует в следующем году вдвое увеличить сумму фермерских грантов, также предусматривается компенсация до 30% затрат на развитие материально-технической базы сельских кооперативов. Посмотрим, как будут выделяться деньги по этой статье: это то направление, которое Минфин регулярно норовит «подрезать».

   Вот те пять направлений, которые станут базовыми для работы региональных органов власти и профильных министерств. Именно по этим пунктам Москва будет оценивать состояние сельского хозяйства в регионах и эффективность работы управленцев.

 

Правительством НСО принято беспрецедентное решение о выделении из областного бюджета 940 миллионов рублей на ликвидацию многолетних долгов области по субсидиям на приобретение технических средств. Это решение, во-первых, очень хорошо поддержит в финансовом плане аграриев, а во-вторых, существенно оздоровит отношения между ними и органами управления, повысит уровень доверия к власти. 

 

СУБСИДИИ «С НАЧИНКОЙ»

   – Теперь расскажите подробнее о том, какие субсидии со следующего года будут получать сельхозпроизводители?

   – Как я уже сказал, всего субсидий осталось семь:

1) Несвязанная погектарная поддержка. Изменились обязательства региона в условиях её получения. В прошлые годы области нужно было лишь сохранять прошлогодние объёмы посевных площадей. Отныне, чтобы региону в следующем году не снизили объём перечисляемых средств, нужно будет ежегодно вводить в оборот новые земли сельхозназначения и увеличивать площади под кормовыми культурами.

2) Поддержка в области молочного скотоводства. Это та самая субсидия на килограмм реализованного молока. Она тоже «с начинкой» в плане требований федералов: регион должен будет взять на себя обязательство увеличить в течение года продуктивность молочного скота. Это основное требование.

3) Поддержка инвестиционного кредитования АПК. Эта субсидия со следующего года полностью уходит на уровень федерации, софинансирования из областного бюджета уже не будет. Заявки из регионов будут отправляться в Минсельхоз России, и там будет происходить отбор крупных аграрных инвестиционных проектов, которым будут субсидироваться «длинные» инвесткредиты. Такое решение понятно и оправдано: финансовое положение субъектов федерации очень разное, и многие регионы просто не тянут свои обязательства перед крупными инвесторами – а в итоге не получают и федеральные средства.

4) Единая субсидия. Официальное её название: «содействие достижению целевых показателей региональных программ». Эта субсидия будет «спускаться» региону на основе его заявки, где будут определены приоритетные отрасли АПК, которые местные власти хотят поддерживать, и на которые заложили свои средства в рамках софинансирования. То есть, мы как бы заказываем в Москве эту субсидию, и, получив её, региональный минсельхоз уже будет распределять эти средства аграриям по направлениям поддержки. В единую субсидию «упаковано» более десятка различных направлений господдержки: элитное семеноводство, племенное животноводство, льготные «короткие» кредиты, агрострахование, фермерские гранты и т.д.

5) Субсидия на устойчивое развитие сельских территорий. Это также отдельная строка в рамках соответствующей федеральной и региональных программ. Правда, в Правительстве России сегодня есть планы вообще вывести это направление поддержки из компетенции Минсельхоза РФ и перевести его в большие федеральные неаграрные целевые госпрограммы: дорожного, жилищного строительства, развития медицины, информационных технологий. Так что может случиться, что эта субсидия в следующем году уйдёт из сельскохозяйственного ведомства.

6) Развитие мелиорации. Здесь всё останется как есть: регионы будут готовить свои местные программы с заложенными средствами из местного бюджета, которые будут посылать на конкурс в Минсельхоз РФ, где будет происходить их отбор.

7) Компенсации прямых затрат на строительство крупных объектов животноводства, объектов переработки и хранения сельхозпродукции, овощехранилищ и картофелехранилищ – по списку из 624-го постановления Правительства РФ. Это, как и в случае инвесткредитов, также будет чисто федеральный трансфер, без софинансирования из областного бюджета. По нашей информации, на будущий год на эту субсидию в федеральном бюджете заложено порядка 11 миллиардов рублей. В Новосибирской области в прошлом году компенсацию затрат получило ООО «Сибирская Нива» – 97 миллионов рублей. В нынешнем году этот вид поддержки получит тепличный комплекс «Новосибирский» в Толмачёво – 269 миллионов рублей.

   – Основной вопрос, который волнует всех аграриев: сохранятся ли объёмы господдержки? Или всё будет по принципу «меньше субсидий – меньше денег»?

   – Минсельхоз России чётко объявил, что вводя новые механизмы, он не преследует цель что-то «отрезать», секвестировать. Господдержка сейчас будет распределяться на основе обязательств регионов достичь тех или иных индикаторов. То есть произойдёт более тонкая настройка системы субсидирования. И если регион честно говорит, что какой-то базовый индикатор он выполнить не в состоянии, то федеральная бюджетная поддержка сократится на эту конкретную сумму. Но в среднем объём господдержки будет меняться (в сторону уменьшения или увеличения) в пределах 10% от предыдущих лет. И никакого масштабного сокращения бюджетного финансирования отрасли не будет, это точно.

Что касается работы на местах, то со следующего года, если региональные власти выполняют взятые обязательства в рамках соглашения с Минсельхозом РФ, то они получают право перераспределить средства в рамках единой субсидии без согласования с Москвой.

   – А как вообще формируются доли субъектов федерации в общем объёме бюджетной поддержки сельского хозяйства? Какие показатели берутся? Просто у многих есть ощущение, что есть регионы обычные, а есть -- «более равные», которые получают львиную долю аграрного бюджета. Не будем называть, какие, – все они на слуху.

Для расчёта доли региона в аграрном бюджете берутся четыре основных показателя: сколько процентов продукции производит регион в общем объёме продукции растениеводства, животноводства и пищевых продуктов России, численность поголовья сельхозживотных (в том числе и племенных), площади, занятые под сельхозкультурами, и объёмы производства сельхозпродукции в малых формах хозяйствования. Вот от этих четырёх параметров и считают бюджетные средства, положенные субъекту федерации на текущий год.

   – Александр Александрович, в течение этого года министр сельского хозяйства РФ ТКАЧЁВ не раз заявлял о намерении увеличить сумму погектарной поддержки для сибирских аграриев. Есть ли какие-то решения по этому вопросу?

   – Пока о конкретных решениях у нас сведений нет. Минсельхоз НСО уже трижды по запросу федерального ведомства направлял информацию о почвенно-климатическом потенциале нашей территории, увлажнённости почвы в различных районах области. Так что вопрос, видимо, ещё прорабатывается наверху.

 

До 1 февраля 2017 года должны быть приняты изменения в областную «Программу развития сельского хозяйства до 2020 года», где будет определён порядок и приоритеты работы с единой субсидией.

 

До 1 марта МСХ НСО будет обязан заключить все соглашения с МСХ РФ.

 

До 1 апреля средства господдержки должны быть распределены по хозяйствам.

 

 

 

КОРОТКИЕ КРЕДИТЫ: ВСЕ НА РАВНЫХ

   – Какие направления поддержки АПК выберет Новосибирская область в рамках единой субсидии? Определились уже с приоритетами?

   – Пока ещё преждевременно о них говорить: работа в самом разгаре. Потому что, во-первых, мы всё равно должны ориентироваться на рекомендации федерального минсельхоза – на те самые пять основных направлений развития аграрной отрасли, о которых я говорил вначале. А во-вторых, сейчас идёт напряженный процесс обсуждения этого вопроса с аграрным активом НСО. Лоббистские устремления у всех разные, интересы разные, поддержку хочется всем, и предстоят очень сложные дискуссии и сложные решения.

   Ведь бросить все деньги, например, исключительно на молочное животноводство – это будет неэффективно. Нужно найти сбалансированную модель, максимально отвечающую потребностям нашего региона, его потенциалу. И в этой работе должны принять активное участие и аграрии, и чиновники, и эксперты, и депутатский корпус. И мы призываем всех наших коллег включаться в эту работу, от которой зависит будущее аграрной отрасли НСО.

   – Сколько времени у вас есть?

   – Изменения в областную «Программу развития сельского хозяйства до 2020 года» должны быть приняты до 1 февраля 2017 года. В ней будет определён порядок и приоритеты работы с единой субсидией, на этой основе мы и будем работать с Минсельхозом России, запрашивать и получать бюджетные деньги. При том что этот документ должен предварительно пройти все заинтересованные областные ведомства – Минфин, Минэкономики и Минюст; получить оценку от Контрольно-счётной палаты; быть одобренным депутатами, а затем вынесен на рассмотрение Правительства НСО.

   Далее предполагается, что до 1 марта мы должны будем заключить все соглашения с МСХ РФ, а до 1 апреля уже полностью раскассировать, получить и распределить средства господдержки по хозяйствам!

   Вот такие жёсткие сроки, которые предусмотрены готовящимся сейчас специальным распоряжением Правительства России, приложением к 999-му постановлению. В общем, работа всему коллективу Министерства сельского хозяйства НСО предстоит просто стахановская. Но я убеждён, что мы с ней успешно справимся.

   – Со следующего года запускается, наконец, механизм льготного кредитования аграриев под 5%. Как это будет работать?

   – Господдержка по коротким кредитам, как я уже говорил, вошла в состав единой субсидии. Конкретную сумму для каждого региона и каждого хозяйства будет определять Минсельхоз России совместно с 11-ю уполномоченными системообразующими банками. В регионах будет составлен реестр добросовестных заёмщиков-аграриев, а Минсельхоз РФ определит сумму лимитов субсидий, которые затем будут доведены до банков в регионах. И каждый фермер, руководитель хозяйства, приходя в банк, будет точно знать, какую сумму льготного кредита под 5% он может взять в текущем году.

   То есть по этому вопросу аграрии с местными минсельхозами уже взаимодействовать не будут: они будут сразу приходить в банк и брать кредит.

   Конечно, для крестьян такая система гораздо удобнее и эффективнее: не надо будет оплачивать полную ставку, а затем месяцами ждать бюджетной компенсации, меньше будет возни с документами. Кстати, в Минсельхозе России нам говорят: если у вас есть деньги в областном бюджете – пожалуйста, можете ещё снизить процентную ставку, ниже 5 процентов. Но это уже за счёт областной казны.

   Ещё один важный момент: господдержка по коротким кредитам будет именно адресная, то есть те средства, которые будут выделяться банкам из бюджета, не могут быть выбраны каким-то одним крупным агрохолдингом, как это, увы, зачастую бывает. А значит, льготное кредитование будет более доступно для широкого круга сельхозпроизводителей.

   – В начале ноября аграрии области узнали радостную новость: областные власти приняли решение выделить почти миллиард рублей на закрытие задолженности перед сельчанами по субсидиям за сельхозтехнику. Продолжится ли в дальнейшем поддержка покупки техники со стороны региона?

   – Да, сейчас уже можно говорить о том, что Правительством НСО принято беспрецедентное решение о выделении из областного бюджета 940 миллионов рублей на ликвидацию многолетних долгов области по субсидиям на приобретение технических средств. Это решение, во-первых, очень хорошо поддержит в финансовом плане аграриев, а во-вторых, существенно оздоровит отношения между ними и органами управления, повысит уровень доверия к власти.

   Что касается продолжения областной поддержки покупки техники, то мы считаем, что на сегодня при приобретении энергонасыщенной техники – прежде всего тракторов и комбайнов, посевных, почвообрабатывающих комплексов – это уже не так актуально: действует очень эффективная федеральная поддержка по программе «1432», на будущий год скидки на покупку новой отечественной техники планируется довести до 35%. И двойное субсидирование по этому направлению – это всё-таки перебор. А вот областную компенсацию покупки оборудования для животноводства мы планируем вернуть. Мы подсчитали расходы областной казны по этому направлению, и выяснилось, что в последние годы по этой статье новосибирским животноводам выделялось в среднем 27 миллионов рублей в год. Это не те средства, которые фатально напрягают бюджет, и мы вполне можем себе позволить такие траты, тем более на такую стратегически важную, проблемную отрасль.

   Так что перемены ожидаются большие, но мы убеждены, что они значительно повысят эффективность расходования бюджетных средств на сельское хозяйство, и позволят нашему АПК выйти на новые рубежи развития.

Павел БЕРЕЗИН

 

 

 

 

Журнал ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ©

Все права защищены. Перепечатка или использование информации разрешаются только с письменного согласия главного редактора журнала ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Нарушение авторских прав будет преследоваться по закону

Яндекс.Метрика