Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ

Наши контакты: 

г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104, офис 230. Тел.: (383) 335-61-41 (факс) 

+7 913-900-05-75 (директор) 

+7 913-941-72-79 (главный редактор Павел Березин).

 

Реклама: 

+7 913-900-05-75 (Светлана) 

+7 913-201-41-50 (Наталья)  

 E-mail: predsedatel.agro@ya.ru

predsedatel.apk@ya.ru

 

По вопросам подписки и рассылки обращаться по телефону:

  +7 913-900-05-75 (Светлана)

и по электронной почте: 

predsedatel.agro@ya.ru

 

НОВОСТИ ОТРАСЛИ

ВЫСТАВКИ И МЕРОПРИЯТИЯ

ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ  НОМЕР

ОСТОРОЖНЕЕ С ХИМИЕЙ 

Главные вопросы, интересующие аграриев в дискуссиях вокруг грядущего квотирования ввоза импортных СЗР, – насколько подорожают препараты и насколько сузится их выбор на рынке. Депутаты призывают чиновников быть аккуратнее в этом вопросе, а сельхозпроизводители указывают на пробелы в регистрации препаратов, которые могут создать проблемы уже в следующем сезоне – все лазейки, которыми раньше пользовались аграрии, перекрыты «Сатурном» полностью.

 

Итак, согласно планам Правительства, с 1 января 2024 года на 6 месяцев (пока) будет введена квота на ввоз средств защиты растений в Россию из стран, не в входящих в ЕАЭС. Размер квоты определён, по предварительной информации, в 16,7 тысяч тонн. Введение ограничений на импорт агрохимии позволит встать на ноги отечественной промышленности и нарастить производство в данном сегменте, – заявляют в Минпромторге. Резервы для увеличения внутреннего производства СЗР есть: по данным ведомства, мощности российских агрохимических предприятий – а это 380 тысяч тонн в год – сегодня загружены лишь наполовину. К 2030 году доля отечественных СЗР на внутреннем рынке, по планам властей, должна дойти до 90%.

 

ГОД НА ГОД НЕ ПРИХОДИТСЯ

Конкретный перечень импортных препаратов, которые подпадут под квоту, ещё не опубликован – он по-прежнему дорабатывается и уточняется чиновниками. Согласование идёт по каждой позиции: Минсельхоз настаивает на выводе из-под квоты всех импортных СЗР, аналоги которых не производятся в России. В свою очередь, Минпромторг намерен ограничивать ввоз препаратов, выпуск которых можно быстро наладить на российских предприятиях. В целом власти постоянно заверяют, что делают всё возможное, чтобы не создать дефицита ни по каким видам препаратов.

Тем не менее, с введением квоты импорт агрохимии в Россию уменьшится сразу на 42% по всей номенклатуре, при этом в нашей стране в данный момент не производится 111 препаратов из номенклатуры СЗР – такие цифры прозвучали от представителей Минпромторга в ноябре на круглом столе в «Парламентской газете» с участием депутатов, управленцев и руководителей отраслевых аграрных союзов. Поэтому реальную ситуацию, которая сложится уже предстоящей весной на российском рынке средств защиты растений, просчитать сложно. И насколько доступной будет вся линейка необходимых препаратов для аграриев, сейчас остаётся только гадать.

«Каждый год в сельском хозяйстве по погодным условиям, а значит, и по воздействию вредителей, не похож на предыдущий. Поэтому трудно рассчитать, какие средства защиты растений и в каком количестве понадобятся следующей весной в том или ином регионе», – отметил зам. председателя аграрного комитета Госдумы Николай ГОНЧАРОВ.

В этой связи у экспертов вызывает большие сомнения сам принцип расчёта объёма квоты – исходя из объёмов импорта в предыдущем, 2022 году. Данная цифра не может быть критерием разрешённого объёма ввоза – в полеводстве, особенно российском, слишком много неопределённых, непредсказуемых факторов, согласились участники круглого стола.

 

В БАКЕ ЕСТЬ – В СИСТЕМЕ НЕТ

Сами аграрии тем временем обращают внимание на некоторые нюансы регистрации препаратов, которые могут негативно повлиять на и без того непредсказуемую ситуацию с обеспечением хозяйств СЗР в сезоне 2024 года.

Речь идёт о том, что у определённых препаратов (как импортных, так и отечественных) зачастую нет официального разрешения на «работу» по определённой культуре: в минсельхозовском «Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к применению на территории РФ» какая-нибудь культура часто не входит в список культур, которые разрешено обрабатывать этим препаратом. При том что технологически действующее вещество, на основе которого сделан продукт, оптимально подходит для обработок и может применяться аграриями.

– В результате получается патовая ситуация: если я проведу обработку посевов каким-либо препаратом, не прописанном в «Каталоге» по данной культуре, я не смогу официально завести её в систему прослеживаемости – ФГИС «Сатурн»: эта обработка будет считаться нарушением правил применения агрохимикатов, рассказал «Председателю» известный фермер, член АККОН Николай СЛИЗУНОК, глава КФХ из Чановского района НСО. – Это на самом деле серьёзная проблема. Отсутствие регистрации препарата на определённую культуру с таким же ДВ сужает выбор для меня как покупателя и усложняет процесс закупки. Я вынужден искать препараты у нескольких поставщиков. Соответственно, это влечёт за собой отсутствие скидки из-за снижения объёма, увеличение транзакционных издержек на работу с несколькими поставщиками – и усложнение работы в «Сатурне».

По словам нашего собеседника, производители СЗР регулярно сетуют на то, что каждый препарат регистрировать очень дорого и сложно, не всегда это экономически обоснованно:

– Деньги все считают, но почему-то эти расчеты обычно сказываются только на конечном потребителе – сельхозпроизводителе. Если ограничат ввоз в Россию импортных СЗР, это, очевидно, сузит ассортимент доступных нам препаратов. Это в свою очередь усилит позиции отечественных производителей агрохимии. Но меня как сельхозпроизводителя, который уже готовится к следующей посевной 2024 года, волнует главный вопрос: будем ли мы в достаточной степени обеспечены качественными и, что особенно важно, ЛЕГАЛЬНЫМИ препаратами, с которыми не будет проблем в системе прослеживаемости?

О проблеме недостаточно широкой регистрации препаратов по культурам, по вредным объектам и другим контролируемым параметрам говорит и Елена ПОДДУБНАЯ, кандидат с/х наук, директор по маркетингу агрономической консалтинговой компании «АгроСфера»:

– Этот вопрос, к сожалению, стоит действительно остро, и в условиях ограничения доступа аграриев к оригинальным импортным препаратам может стать критичным для многих растениеводческих хозяйств. Дело в том, что в предыдущие годы многие производители пестицидов из-за дороговизны процедуры регистрации сознательно сужали линейку культур, по которым может официально «работать» продукт: регистрировались лишь самые ходовые популярные позиции – пшеница, ячмень и т.д. Тогда как в соседних государствах регистрация может быть. Вот яркий пример: буквально до 2023 года у нас в России не было вообще ни одного пестицида, зарегистрированного на такую культуру, как чечевица. Только в этом году появились первые разрешённые препараты. А в соседнем Казахстане, например, уже долгое время есть регистрация на эту культуру всех групп пестицидов (гербициды, инсектициды, протравители семян). Такая же картина складывается и по некоторым вредным объектам – лишь единицы инсектицидов имеют регистрацию по рапсовой моли, например. В том же Казахстане, к примеру, Амплиго имеет официальную регистрацию на рапсовую моль, в России – до сих пор нет.

– Государственный «Каталог пестицидов и агрохимикатов» по каждому препарату чётко прописывает весь регламент его применения, продолжает наш эксперт. – Каждое ДВ, каждый препарат может применяться в определенной дозе, на определённые культуры и вредные объекты. Чётко регламентированы и кратность применения, и период ожидания. Все эти параметры сейчас необходимо учитывать при «гашении» препарата во ФГИС «Сатурн». И это создает серьёзные ограничения для аграриев.

 Например, препараты на основе трибенурон-метила можно применять лишь один раз за сезон, второй раз это сделать уже невозможно. На практике же сорняки часто всходят не один раз за сезон, и раньше была возможность «дробить» зарегистрированную дозу препарата на 2 раза, соблюдая лишь срок ожидания после его применения (60 дней). Это позволяло и сорняки контролировать, и остатков в продукции не иметь, и не иметь проблем с накоплением пестицида. Раньше, до введения системы прослеживаемости, аграрии это могли делать, не опасаясь претензий со стороны государственных контролирующих органов. Теперь окно возможностей закрылось.

– Справедливости ради нужно отметить, что ведущие российские производители СЗР (Август, Агро Эксперт Груп, Щёлково Агрохим и др.) в последние годы очень серьёзно продвинулись в вопросе расширения регистрации своих препаратов, – отмечает Елена Поддубная. – Однако для наших аграриев в их непростой финансовой ситуации жизненно важен такой фактор, как цена вопроса. Многие отечественные препараты по цене уже приближаются к импортным оригиналам – продуктам мировых агрохимических корпораций. И когда аграрий не сможет легально применить при обработке, например, китайский дженерик из-за отсутствия регистрации на культуру, нынешняя стоимость обработки в 400 рублей на гектар моментально превратится в 600-900 рублей. В целом, по предварительным оценкам наших специалистов, из-за сужения линейки препаратов из-за регистрации общие затраты сельхозпроизводителей на агрохимию вырастут сразу на 20-40%. Теперь, чтобы не нарушать ФЗ-109, необходимо покупать препараты по другим ценам, нежели могли делать это ранее.

 

УСПЕТЬ РАСШИРИТЬСЯ

– Да, проблема отсутствия определённых культур в официальных разрешениях на применение химпрепаратов действительно существует, но она сейчас активно решается производителями СЗР, – рассказывает Кирилл ДЯТЛОВ, директор дивизиона «Восток» группы компаний «Шанс» (российский производитель средств защиты растений).– Наша компания, например, занялась этим вопросом ещё два с половиной года назад, когда пришло понимание, что контроль государства за применением агрохимии будет усиливаться, и на смену прежнего компонента «Цербер» придёт новая всеобъемлющая цифровая система прослеживаемости. И будут возникать коллизии с невозможностью завести некоторые препараты в эту систему из-за отсутствия регистрации на определённые культуры. Поэтому мы сработали на упреждение, проконсультировались с Россельхознадзором – и ведём масштабную работу по расширению перечня разрешённых к обработке культур в регистрации препаратов. Только в 2023 году ГК «Шанс» подала документы на расширение регистрации по культурам на 60 наших препаратов: часть разрешений мы уже получили, часть получим ближайшей зимой.

По словам эксперта, процесс это долговременный – и весьма дорогостоящий. По временнЫм и финансовым затратам добавить новую культуру в список разрешённых к обработке конкретным препаратом – это фактически то же самое, что зарегистрировать новый химпрепарат. Процедура испытаний и получения всех необходимых документов может длиться от двух до трёх с половиной лет, цена вопроса по одной позиции – от 10 до 25 миллионов рублей.

– Причём это уже сокращённые сроки: Минсельхоз, понимая важность этого вопроса, пошёл нам навстречу, и максимально убрал все бюрократические проволочки, сопровождавшие процедуру испытаний и регистрации препаратов, – отмечает наш собеседник. – Достаточно сказать, что, например, после сбора пакета документов по результатам испытаний Минсельхоз выдаёт свидетельство о госрегистрации нового препарата (или о расширении номенклатуры культур для препарата) в течение недели. Но сами испытания длятся не менее двух лет: гарантии безопасности химического продукта для экологии, для здоровья людей – превыше всего.

Другие крупные российские производители СЗР также ведут работу по расширению регистрации своих препаратов, и к тому моменту, когда будет введено квотирование импорта СЗР и система «Сатурн» заработает в полную силу, большинство отечественных агрохимических компаний уже будет иметь максимально широкую линейку препаратов на все культуры, уверен Кирилл Дятлов:

– И даже если все иностранные производители одномоментно исчезнут с российского рынка, у наших аграриев будет возможность приобрести всю необходимую химию в нужных объёмах. Что касается дискуссии о том, будут квоты на импорт или не будут, – хотел бы особо подчеркнуть, что мы как члены Российского Союза производителей химических средств защиты растений находимся в постоянном контакте с Минсельхозом и Минпромторгом, имеем информацию из первых рук. И могу достоверно сказать, что работа над механизмом квот ведётся, принципиальное решение уже принято – квоты будут введены, они неизбежны. Но конкретные параметры и перечень препаратов, подпадающих под ограничения ввоза, все мы узнаем лишь после официального опубликования решения регулятора.

Павел БЕРЕЗИН

 

 

 

БОЛЬШЕ ОПЕРАТИВНЫХ НОВОСТЕЙ — В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ ЖУРНАЛА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ!

 

 

Журнал ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ©

Все права защищены. Перепечатка или использование информации разрешаются только с письменного согласия главного редактора журнала ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Нарушение авторских прав будет преследоваться по закону

Яндекс.Метрика