«эТалонная» система:
почему её нужно запускать в России прямо сейчас
Руководители крупнейших российских отраслевых объединений АПК и торговли 14 апреля 2020 года обратились к правительству с просьбой незамедлительно начать реализацию проекта адресной продовольственной помощи гражданам, наиболее пострадавшим от экономического кризиса. Речь идёт о введении электронных скидочных карт на покупку продуктов по льготным ценам.
Документ подписали руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей ЮШИН, президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий КАЦНЕЛЬСОН, генеральный директор СОЮЗМОЛОКО Артём БЕЛОВ, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергей БЕЛЯКОВ и другие. Авторы обращения отмечают важность сохранения «доступности для населения социально значимых продовольственных и иных товаров первой необходимости в экстремальных условиях защиты от пандемии коронавируса». «Такая мера не только поддержит граждан, чьи доходы по независящим от них причинам стали недостаточными для обеспечения неотложных нужд…, но и увеличит платёжеспособный спрос на продукцию российских предприятий, что поможет сохранить рабочие места и устойчивость бизнеса продавцов и поставщиков такой продукции», – говорится в заявлении. Цена вопроса – 800 миллиардов рублей до конца нынешнего года. Эти средства предлагается распределить 10 миллионам наиболее пострадавшим от кризиса гражданам, по 10 тысяч рублей в месяц.
Введение льготных карт на покупку продуктов по сниженным ценам для социально незащищённых слоёв населения уже обсуждалось в 2017 году. Тогда Минпромторг предлагал ввести льготные продовольственные карточки для 19 миллионов россиян, имеющих доходы меньше прожиточного минимума. Но Минфин наотрез отказался от этой идеи, мотивировав это отсутствием средств в бюджете.
Пока реакция правительства на нынешнюю инициативу бизнеса неизвестна. Но, к примеру, глава думского комитета по труду и соцполитике Ярослав НИЛОВ заявил, что не видит смысла во введении продуктовых карточек. «Это просто, видимо, желание отдельных сетей либо скрыть нарушения, когда они завышали цены, и перевести вектор обсуждения в другое русло, либо есть иные факторы. Но в любой магазин зайдите – нет никакого ни дефицита, ни ажиотажа ни в Москве, ни в других регионах», – сказал Нилов РИА Новости.
Как говорится, без комментариев.
*****
Пионером системы льготных талонов на продукты питания и абсолютным лидером по вложениям в эту сферу бюджетных денег являются США. Знаменитая программа Food Stamp (сегодня она носит название SNAP – «программа дополнительной продовольственной помощи») курируется американским минсельхозом и выполняет две функции: дополнительного сбыта для продукции местных аграриев и обеспечения небогатых американцев продовольствием.
Первые фудстэмпы появились в США в 1939 году: американские фермеры оправились от Великой Депрессии, и стали резко наращивать объёмы производства. Однако, сбыту мешал крайне низкий спрос на продукты питания: миллионы американцев в городах всё ещё жили впроголодь, не имея денег купить себе еду по текущим ценам. Всерьёз замаячил призрак перепроизводства продовольствия и коллапса на сельскохозяйственном рынке.
Автором «талонной» программы стал знаменитый министр сельского хозяйства США, великий реформатор американского и мирового АПК Генри УОЛЛЕС. Он говорил: «То, что мы видим, напоминает глубокое ущелье, на одной стороне которого находятся горы продовольствия, произведенного фермерами, а на другой стороне – недоедающее городское население без гроша в кармане. Мы нашли способ построить мост через разделяющую их пропасть». В итоге уже в 1943 году продукты по льготным талонам покупали 4 миллиона человек.
«Бедный – значит сытый!»
По данным на 2020 год, электронными продовольственными карточками SNAP пользуются 42 миллиона американцев – это 15% населения США. Ежегодно американскому Минсельхозу из бюджета страны на программу выделяется от 70 до 80 миллиардов долларов, именно продовольственная помощь населению составляет львиную долю аграрного бюджета США, а не «поддержка фермеров».
Сама система проста как три копейки: обладатель заветной карточки покупает в супермаркете продукты со скидкой, а бюджет затем компенсирует магазину разницу между настоящей и льготной ценой.
Получатели государственных продовольственных талонов SNAP – люди с низкими доходами: безработные, инвалиды, матери-одиночки, дети-сироты и дети из неполных семей, пенсионеры на маленькой государственной пенсии и т.д. Продуктовую помощь могут получать и некоторые категории иностранцев: политические беженцы, или, например, отдельные вьетнамцы, активно помогавшие американским солдатам во время вьетнамской войны. Получают карточки SNAP и миллионы работающих американцев: чтобы претендовать на льготную еду, месячный доход человека или семьи не должен превышать 30% от официальной черты бедности (прожиточного минимума). На сегодня это 1700 долларов в месяц на одного человека, 2300$ – на семью из двух человек, 3000$ – на трёх, и 3500$ – на семью из четырёх человек.
В месяц по программе SNAP на одного получателя в среднем выделяется 194$. Однако в апреле в связи с экономическим кризисом и ураганным ростом безработицы власти США выделили дополнительные средства, добавив к стандартной сумме на каждую карточку ещё по 25$.
По карточке SNAP можно купить по сниженным ценам все основные продукты питания: хлеб и крупы, фрукты и овощи, мясо, рыбу, яйца, молоко и молочные продукты. Также допускается приобретение семян для своего приусадебного огорода. Нельзя купить по карте SNAP алкоголь, сигареты, корм для домашних животных, а также непродовольственные товары. Забавное правило: на свой день рождения получатель SNAP может купить по льготной цене торт, но доля несъедобных украшений в его стоимости не должна превышать 50%.
Участниками программы SNAP являются не только американские торговые сети, но и фермерские рынки, принадлежащие фермерским кооперативам: там также можно отоварить карточку, приобретя по льготной цене свежие продукты из фермерских хозяйств. По данным на апрель 2020 года, сельхозпродукцию по льготным талонам можно купить на 2600 зарегистрированных фермерских рынках по всей Америке, как в городах, так и в глубинке.
Что касается расовой и национальной принадлежности, то, вопреки стереотипам, большинство получателей продовольственных талонов в США – отнюдь не чернокожие из гарлемов, а белое население. А после кризиса 2008 года армия «официальных бедняков» продолжает разрастаться: власти и общественники забили тревогу, когда за талонами фудстэмп начали массово приходить... преподаватели американских школ и колледжей. Оказывается, у многих из них месячный доход всего на 30% превышает прожиточный минимум, а значит, они тоже имеют полное право на льготные продукты.
Помощь фермерам – и откорм бездельников?
Разумеется, с момента своего основания программа продуктовых талонов подвергается резкой критике со стороны обеспеченных американцев, приверженцев «традиционных американских ценностей». По мнению консерваторов, льготное питание позволяет многим молодым здоровым людям вообще не работать, а сидеть на шее у государства, то бишь у налогоплательщиков. Ещё полвека назад принимать общественную помощь в США считалось верхом позора: человек, если он претендует на это гордое звание, должен был обеспечивать себя сам, «стоять на своих ногах». Сегодня многомиллионная армия «профессиональных» иждивенцев, которые не видят ничего унизительного в государственных пособиях – обычная часть американского пейзажа. И немалую роль в этом явлении сыграли, по мнению противников программы, именно продовольственные талоны.
Резко критикует программу SNAP в её нынешнем виде и президент Дональд ТРАМП. Вот уже четвёртый год Донни жёстко воюет с Конгрессом за сокращение бюджетных средств, выделяемых на программу и за ужесточение требований к получателям. Вот обычный репортаж «протрамповского» телеканала FOX: по пляжу в Калифорнии болтается 29-летний оболтус, мнящий себя музыкантом. Он никогда нигде не работал и не собирается, целыми днями бренчит на гитаре, флиртует с девушками, но имеет свою продуктовую карточку, на которую государство ежемесячно перечисляет положенные ему 200 долларов. Он идёт в магазин, где выбирает себе свежую рыбу. «Житуха! Спасибо налогоплательщикам!» – издевательски приговаривает «обездоленный» в телекамеру.
Конгресс, наоборот, настаивает на резком увеличении расходов на SNAP: экономический «коронакризис» углубляется, число безработных растёт по экспоненте, и продовольственная помощь, по мнению парламентариев, должна стать главной мерой поддержки обедневшего американского населения.
Как и любая масштабная социальная программа, оперирующая бюджетными деньгами, SNAP с момента своего основания стал полем деятельности мошенников. Индустрия махинаций с продуктовыми карточками, по некоторым оценкам, имеет миллиардные обороты. Ущерб бюджету только от выявленных афер составляет до 500 миллионов долларов в год. Самой распространённой схемой является «обналичивание» льготы: льготник продаёт, к примеру, четырёхсотдолларовую карточку хозяину магазина за двести баксов, а торговец, в свою очередь, получает бюджетную компенсацию за все четыреста. И все довольны. Также регулярно ловят мнимых «обездоленных», которые занижают свои доходы, чтобы войти в программу. Причём за махинации с талонами в крупных размерах в США наказывают по-крупному: недавно одному мошеннику из штата Миссури, «специализировавшемуся» на карточках SNAP, впаяли 12 лет тюрьмы строгого режима.
Но несмотря на протесты «приличных людей, большую криминализацию этой сферы, продуктовые талоны в США живут и процветают вот уже 80 лет. Потому что, по мнению властей, экономические и политические преимущества перевешивают все её недостатки. По оценкам Минсельхоза США, каждый доллар продовольственной помощи генерирует до 1,8 долл. в экономической деятельности. Каждый миллиард долларов по программе SNAP позволяет создавать или поддерживать в целом 18 тысяч рабочих мест, включая 3 тысячи рабочих мест в сельском хозяйстве, формируя стабильный спрос на продукцию сельхозпроизводителей.
Но главное, адресная продовольственная помощь позволяет «покупать» лояльность широких народных масс на выборах и сглаживать социальные противоречия. Если богатые слои населения хотят спокойно жить в своих респектабельных районах, не опасаясь погромов и революций, пусть раскошеливаются на талоны для тех, кому в жизни не так повезло. Всё просто и цинично: «Это Америка, дружок!» Поэтому американский минсельхоз и трудится круглые сутки, осваивая бюджетные миллиарды на SNAP.
И вашим, и нашим
Вторая страна после США, успешно реализовавшая программу внутренней продовольственной помощи, это Бразилия. С 2003 года там действует знаменитая программа «Нулевой голод» (Fome Zero). Это действительно комплексный проект, призванный стимулировать собственное сельхозпроизводство и заодно накормить миллионы бразильских бедняков (по данным статистики, в этой стране до четверти населения по-прежнему живёт на один доллар в день).
Это и создание чрезвычайных запасов продовольствия, и открытие по всей стране субсидируемых столовых для малоимущих, и общенациональная программа закупки продовольствия, произведённого семейными фермами. Принятый закон позволил бразильским фермерам продавать свою продукцию напрямую специальным государственным закупочным органам без участия в тендерах и по ценам, близким к рыночным, а в особых ситуациях – получая аванс на проведение посевной, что стимулировало развитие хозяйств. По этой схеме государством приобретаются рис, бобы, мука, кукуруза, молоко, пшеница и т.д.
Эксперты отмечают, что «Нулевой голод» позволил не только поддержать производство для собственного потребления и создать для фермеров возможности реализовать избытки своей продукции по рыночным ценам, но и повысить закупочные цены. Упоминаются случаи, когда простого объявления о государственных закупках той или иной сельхозпродукции для бразильской бедноты было достаточно для повышения закупочных цен на эту продукцию в целом регионе. В результате доходы фермерских хозяйств Бразилии выросли за период с 2003 по 2009 год на 33%.
Россия: нужно «ещё вчера»
Для нашей страны внедрение таких программ продовольственной помощи не просто актуально – в нынешний кризис это буквально вопрос выживания и для значительной части народа, и для сельского хозяйства. Дело в том, что в России по сравнению с другими развитыми странами очень высока доля расходов населения на питание. Средняя российская семья тратит на еду более 33% своего месячного дохода. В благополучных регионах – Москве и Санкт-Петербурге, например – эта цифра составляет 23-25% процентов, а в некоторых регионах Северного Кавказа – более 50%.
Для сравнения: в Германии расходы на питание составляют в среднем всего 11,5% месячного дохода семьи, в Великобритании – 12%, США – 10,5%, в Нидерландах и в Канаде – 10%.
Низкий уровень потребления продуктов – один из главных тормозов отечественного сельского хозяйства. Любые амбициозные планы инвестиций в АПК вдребезги разбиваются именно об эту непрошибаемую стену. Аграриям, большим и малым, сегодня просто некуда развивать своё производство, потому что внутренний рынок сбыта фактически «погашен» низкими доходами населения. А успехи в деле экспорта российской сельхозпродукции пока, мягко говоря, скромные (не считая зерна, конечно). Разразившийся «коронакризис» ещё больше понизит планку потребления. Причём надолго.
Поэтому срочное введение программ продовольственных карточек станет настоящим спасением и для людей с низкими доходами, и для сельхозпроизводителей. Это единственная доступная власти «педаль газа», способная быстро вытащить агропродовольственный рынок из трясины низкого дохода, в которую он погружается на глазах.
Сейчас, видимо, пришло время достать из министерских «долгих ящиков» все наработки по этой теме. Понятно, что для эффективной работы этого механизма нужно будет серьёзно скорректировать саму управленческую систему: продовольственными карточками и вообще всеми социальными программами питания, по примеру США, должен заниматься только Минсельхоз и никто другой. А для этого основной целью работы аграрного ведомства должно стать не «валовое производство продукции сельского хозяйства», а конкретное содержимое тарелки конкретного гражданина: пенсионера, школьника, пациента больницы, студента-бюджетника, ребёнка из многодетной семьи.
И при должном усердии – и при высоком государственном покровительстве – эта работа обязательно даст позитивный эффект не только для села, но и для всей страны. «Дорогу осилит идущий». Если, конечно, кто-нибудь в нашей экономике ещё собирается куда-то идти.
КОНТРОЛИРОВАТЬ НАЦЕНКУ ИЛИ ПОМОГАТЬ АДРЕСНО?
Руководитель Национальной мясной ассоциации – об идеях депутатов Госдумы по контролю за наценками торговых сетей.
Сергей ЮШИН уверен, что ограничение торговых наценок – неэффективный механизм регулирования цен в сетевой рознице.
– В последнее время на фоне углубляющихся экономических проблем, девальвации и прогнозов роста цен на ряд продовольственных товаров вновь заговорили о введении контроля за наценками в ритейле и по цепочке поставок. Чтобы умерить «жадность» сетевиков, предлагается принять негативные по своим экономическим последствиям решения, законодательно установить «справедливые маскимальные уровни наценок» для всех разнообразных форматов сетевой торговли и широкого ассортимента продуктов питания, невзирая на сопутствующий набор услуг и их качество.
И хотя речь идёт пока только о социально значимых продуктах, любой профессиональный взгляд на их перечень должен насторожить или, по крайней мере, вызвать вопросы. Это перечень из эпохи пустых полок, но никак не из 21 века в развитой стране. Какой-то нонсенс, что мясо на кости входит в список, а бескостное – нет, хотя много позиций именно мяса на кости даже дороже бескостного мяса. А куры (исключая окорочка) вызывают смех. Молоко тоже бывает разное. Но в списке только определенная жирность. Значит, такое молоко пропадет с прилавка.
К чему приведёт реализация подобных инициатив? К сокращению ассортимента, появлению чёрного рынка некоторых продуктов питания, перетеканию их продажи в несетевую розницу и сокращению предложения целых групп товаров. Как в «старые добрые» советские времена, шустрые граждане с большими деньгами быстро скупят в тех же супермаркетах продукты по «справедливо установленным» ценам и начнут торговать ими по рыночным в подъезде через дорогу.
Я напомню, что даже могущественные КГБ и ОБХСС так и не смогли справиться с чёрным рынком продуктов питания и иных товаров в СССР. Людей не пугали даже расстрелы за валютные операции. И сегодня абсолютно нерационально пытаться воссоздавать эту «распределительную» систему. В стране, которая экспортирует продовольствия на 26 миллиардов долларов в год.
Прежде чем продолжать двигаться по этому вектору, стоит лучше разобраться, как функционирует современный агропродовольственный рынок по всей цепочке и во всех деталях, и как формируется добавленная стоимость.
Эта инициатива, смею предположить, не решает вопроса справедливости. Ведь очевидно, что упущенные доходы по одной товарной группе сетевая розница будет вынуждена компенсировать ростом наценок и цен на продукцию, не попавшую в список. И там, где сегодня наценка от поставщика 15-20%, теперь уж точно станет 50%. Или от сегодняшней розничной цены пойдёт обратный отсчет 50% вниз. Или вот такое развитие событий: поставщику говорят, мол, давай мы у тебя дороже купим товар на 20 рублей. Тебе же хорошо! а 20% от 80 рублей и 20% от 100 рублей – большая разница. Вот вам и рост цен. То есть будет выгодно ставить на полку более дорогие товары из пресловутого перечня. От такой обратной математики, возможно, выиграет и производитель, но потеряет потребитель, в том числе социально незащищённый.
Всем, кто знаком с ценообразованием в рознице, известно, что наценки на разные товары сильно отличаются. Есть товары, привлекающие трафик, и на них наценка будет минимальной, но на ряд других она будет высокой. В среднем рентабельность розницы не так уж и высока, как многим кажется. Продукты стоят столько, сколько они стоят, и должны продаваться по нормальным рыночным ценам. И надо бороться не за искусственно низкие цены, которые в конечном итоге всегда ведут к деградации, а нужно работать над повышением доходов населения и увеличением бюджетных расходов на поддержку малоимущих.
Более справедливо и рыночно для малообеспеченных слоёв населения, живущих действительно очень трудно – а таковых у нас как минимум 20 миллионов – было бы ввести меры адресной продовольственной поддержки. Международный опыт таких социальных программ, накопленный за многие десятилетия, огромен. Его нужно изучать и адаптировать у нас в России. Тогда и сельское хозяйство будет развиваться, и голодных у нас не будет. И чёрный рынок не возродится.
Павел БЕРЕЗИН
- > Главная
- > Политика в отношении обработки персональных данных
- > Редакционный совет журнала
- > Сельское хозяйство Сибири: земля и люди
- > Слово редактора
- > Лента новостей
- > КОРОНАВИРУС В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
- > Главные темы
- > Животноводство
- > Молоко
- > Свиноводство
- > Птицеводство
- > Растениеводство
- > Овощеводство
- > Ноу-Хау
- > Господдержка
- > Агромашины
- > Персоны
- > Вопрос о земле
- > Уроки истории
- > Архив публикаций
- > Наши контакты
- > О журнале
- > Реклама на сайте ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
- > Главные события отрасли
Журнал ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ©
Все права защищены. Перепечатка или использование информации разрешаются только с письменного согласия главного редактора журнала ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Нарушение авторских прав будет преследоваться по закону