Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ

Наши контакты: 

г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104, офис 230. Тел.: (383) 335-61-41 (факс) 

+7 913-900-05-75 (директор) 

+7 913-941-72-79 (главный редактор Павел Березин).

 

Реклама: 

+7 913-900-05-75 (Светлана) 

+7 913-201-41-50 (Наталья)  

 E-mail: predsedatel.agro@ya.ru

predsedatel.apk@ya.ru

 

По вопросам подписки и рассылки обращаться по телефону:

  +7 913-013-27-52 (Светлана)

и по электронной почте: 

predsedatel.agro@ya.ru

 

НОВОСТИ ОТРАСЛИ

ВЫСТАВКИ И МЕРОПРИЯТИЯ

ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ  НОМЕР

Сергей СОКОЛОВ: «Маржу на современном зерновом рынке надо заслужить» 

Сибирский ответ пошлинам, мука из Сибири в Турции, зерновой бизнес как академическая наука, своя морская логистика и «вторая нога» на Юге: итогами 2021 года и планами на 2022-й делится генеральный директор АО «Новосибирскхлебопродукт» (АО «НХП»), член правления Российского зернового союза, координатор региональных отделений «ОПОРЫ РОССИИ» в Сибирском федеральном округе Сергей СОКОЛОВ. 

Несмотря на все ограничения и проблемы – «ковидные» и регуляторные – год для АО «НХП» был успешным. По итогам 2021 года, АО «Новосибирскхлебопродукт» со своих сибирских и южных площадок отгрузило российским и зарубежным покупателям порядка 400 тысяч тонн продукции. Один лишь Татарский элеватор к середине декабря принял 190 тысяч тонн зерна нового урожая от аграриев Новосибирской и Омской областей – это рекордная цифра для четырёх месяцев работы предприятия.

– 15% всего российского экспорта зерна в Грецию и 10% в Италию – это зерно, отгруженное АО «Новосибирскхлебопродукт». Для региональной – причём сибирской – компании это, считаю, очень достойный результат, – делится Соколов. – Но ещё важнее, на мой взгляд, не количественные, а качественные показатели: за этот год мы проработали новые интересные продуктовые, рыночные ниши, принципиально новые логистические инструменты экспорта, сотрудничества с зарубежными партнёрами. Эти наработки стали фундаментом устойчивости нашего бизнеса в 2021 году, и, я уверен, станут драйверами дальнейшего развития.

Поэтому почётное «серебро» на престижном всероссийском конкурсе «Экспортёр года-2021» – это заслуженная оценка работы всего коллектива АО «НХП», оценка не только объёмов поставок и финансовой выручки, но и интеллектуального потенциала нашей команды. 

Одна нога здесь – другая на Юге 

– Как повлияли на бизнес АО «НХП» регуляторные решения прошедшего года – история с пошлинами? Какие изменения пришлось внести в стратегию и текущую деятельность компании?

– Прежде всего мы диверсифицировали наш экспорт, и сейчас отгружаем в основном не облагаемую пошлинами продукцию. Например, пшеничные отруби: начиная с лета «Новосибирскхлебопродукт» ежемесячно экспортирует в Турцию до 10 тысяч тонн отрубей, поставляем также подсолнечный шрот и лузгу. Это продукция более десятка перерабатывающих предприятий Сибири, Урала и ЦФО, которую мы аккумулируем на Ейском портовом элеваторе, откуда уже идёт отгрузка на судно. Отруби, шроты и лузга востребованы турецкой комбикормовой индустрией: эта страна – крупный производитель и экспортёр халяльного мяса. Также в текущем сезоне были первые поставки в Турцию зерна кукурузы, 30 тысяч тонн. Пшеница, разумеется, ушла из приоритетов экспорта, осуществляем лишь нишевые поставки под конкретный заказ качества наших зарубежных партнёров.

Вообще, АО «НХП» как трейдерская компания оказалась хорошо подготовленной к турбулентности нынешнего сезона. Дело в том, что ещё несколько лет назад мы разработали новую стратегию развития компании, которую планомерно реализовывали. И время показало, что мы не ошиблись.

– В чём состоит эта стратегия?

– Во-первых, мы усилили экспортное направление, и сейчас 60% выручки компании – это валютная составляющая. Соответственно, мы меньше зависим от внутреннего спроса, объёмов потребления, ценообразования на зерно и от государственных регуляторных решений вроде пошлин, квот и прочего «сдерживания цен».

Во-вторых, мы расширили наше присутствие на Юге России – Ейский портовый элеватор сегодня является нашей базовой логистической площадкой, объём перевалки достиг 200 тысяч тонн. Планируем в следующем году арендовать в Краснодарском крае серьёзные складские площади.

И, наконец, укрепляем присутствие в Турции – это наш главный, стратегический торговый партнёр. Там действует торговая структура АО «Новосибирскхлебопродукт», налажены крепкие связи с внутренними потребителями сибирского зерна – турецкими переработчиками, импортёрами и производителями комбикормов. В уходящем году мы освоили уникальный, полностью сухопутный маршрут доставки зерна турецким покупателям по железнодорожной ветке Азербайджан – Грузия – Карс. Этот новый маршрут вдвое сократил время доставки зерна в Турцию по сравнению с традиционным морским путём и позволил расширить круг зарубежных покупателей сибирской сельхозпродукции.

Таким образом, южное направление – это, по сути, «вторая нога» компании, обеспечивающая нам устойчивость бизнеса.

– 2021 год прошёл под знаком мирового логистического кризиса: дефицит контейнеров, нарушение цепочек поставок, резкое подорожание фрахта. Повлияла ли эта ситуация на вашу работу?

– Вы правы, с фрахтом разразилась настоящая драма, и это сдерживает в моменте экспортную активность. В предыдущие годы на «малой воде» Азовского и Каспийского морей ходило 120–150 судов, перевозивших сельхозпродукцию в Турцию и в Европу. А в 2021 году их осталось 50–60: галопирующий рост мировых цен на металл, уголь и удобрения привёл к тому, что флот перешёл на перевозку этих товаров – там доходность в разы выше. И стоимость морской перевозки до Турции с привычных 18–20 долларов за тонну выросла до 55–60 долларов.

Поэтому мы планируем в следующем году сделать ход конём: взять в тайм-чартер – долгосрочную аренду – две лодки-«трёхтысячницы». Суда будут по-прежнему принадлежать судовладельцу, но в течение года они будут в нашем распоряжении, определять порядок их коммерческой эксплуатации будет «Новосибирскхлебопродукт». Это абсолютно новый для нас – и вообще для сибирских зернотрейдеров – опыт, какие нас ждут неожиданности и риски в этой теме, мы пока по большому счёту не знаем. Но понимаем, что всё будет несколько сложнее, чем прогулки на катере по Обскому водохранилищу. Однако ситуация требует таких решений: мы получим заметное удешевление стоимости морской логистики.

– Какая ещё сибирская продукция, кроме зерна и масличных, может стать перспективным экспортным товаром?

– «Не было бы счастья»: парадокс, но из-за введённых экспортных пошлин на зерно привлекательным товаром для турков сейчас становится сибирская мука. Турция сама является крупнейшим мировым мукомольным кластером, который она построила на российском зерне. Но снижение поставок российского зерна привело к ситуации, когда страдает ритмичность производства турецких мукомольных предприятий. И наша мука сможет выручить турецких экспортёров, позволит им выполнить свои экспортные контракты для соседних стран и Африки. Да, история необычная, но, видимо, характерная для нынешних «турбулентных» времён.

Поэтому в уходящем году АО «НХП» развернул большую работу в этом направлении. Мы создали центр компетенций по муке, где собираются и тщательно изучаются все требования зарубежных партнёров по этому продукту, спецификации, качество, маркетинговые и финансовые инструменты, особенности мукомольной индустрии за рубежом, логистика, технические и инфраструктурные моменты поставки муки. Нами уже накоплен большой массив компетенций на эту тему. Мы отправили в лучшие лаборатории Турции образцы муки с десяти мукомольных комбинатов России, есть позитивные отзывы. И уже на январь-февраль у нас запланирована первая пробная поставка российской муки в Турцию. А всего в следующем году, думаю, отгрузим порядка 30–40 тысяч тонн муки для наших турецких партнёров.  

Но – «не Турцией единой»: также мы наладили продуктивные контакты с Союзом зернопереработчиков Филиппин. Это одна из наиболее перспективных стран для российского зернового и мукомольного экспорта – в первом полугодии 2022 года, думаю, будет пробная поставка. В общем, в следующем году продолжим активно «осложнять» себе жизнь и делать её интересной. 

Наука должна увидеть зерновой рынок 

– Сергей Львович, на днях вы успешно защитили в НГАУ кандидатскую диссертацию по экономике. Какова была тема вашего исследования и чем вас, предпринимателя-практика, заинтересовала академическая наука?  

– Тема диссертации – «Повышение эффективности экспорта зерна перерабатывающими организациями» (на материалах Новосибирской области).

Главным поводом для написания работы, пожалуй, было одно шокирующее «научное» открытие, которое я сделал: при таком мощном развитии российского зернового комплекса, экспортных поставках более чем на 40 миллионов тонн в год, в условиях лидерства нашей страны на мировом рынке пшеницы «большая» наука практически не интересуется рынком зерна! С начала 2000-х, за всё время активного развития постсоветского агропрома, не появилось ни одной серьёзной исследовательской работы, касающейся зернового бизнеса. Именно бизнеса – ведь экономическая эффективность, инвестиционная привлекательность отрасли определяется через рыночную составляющую: есть там прибыль или нет.

Да, есть научные работы на тему производства зерна, повышения урожайности, сортов и гибридов, применения агрохимии, технологий зернопереработки – но всё это без учёта рыночной ситуации в России и в мире, рентабельности экспорта, глобальных цепочек создания стоимости, логистики, инвестиций, современных финансовых инструментов зернового рынка. Какой-то полный отрыв от реальности. Но само производство – это лишь часть зернового бизнеса; важны знание и прогнозирование рынка, адекватные решения на основе этой информации, международные торговые компетенции, знание особенностей зернового бизнеса и финансов в различных странах.

Когда у нас накопится фундаментальная научная база, когда мы внятно опишем проблемы эффективности отечественного зернового рынка, тогда мы и получим главное – работающую долгосрочную стратегию зерновой отрасли, раскроем потенциал зернового хозяйства России. Материала для исследований за последние 20 лет накопилось море.

Поэтому, пожалуй, основная цель диссертации – обратить внимание научного сообщества и органов власти на российскую, и конкретно сибирскую зерновую отрасль как на БИЗНЕС. Причём бизнес экспортоориентированный. Зерновой комплекс России очень нуждается в подлинно научном изучении, и, как принято говорить в научной среде, ещё ждёт своих исследователей.

Темпы изменений в мире – и в нашей отрасли в частности – резко ускорились в последние годы. И нам с вами нужно за ними успевать. Поэтому многим из нас придётся, может быть, отложить свои инвестиционные программы в пользу развития маркетинговых инструментов, налаживания международных коммуникаций. Да, рынок непредсказуем, особенно сейчас, но есть вещи, которые зависят только от нас с вами. Маржу на международном рынке нужно заслужить – трудом, терпением, постоянным поиском новых нестандартных решений, новых партнёров, новых продуктов, которые вы можете предложить рынку

И тогда везде, в любой географической точке мира, сибиряки будут успешны. Кто-то ищет причины неудач, а кто-то – способы решения проблем. Мы всегда за второй вариант.

Павел БЕРЕЗИН

БОЛЬШЕ ОПЕРАТИВНЫХ НОВОСТЕЙ — В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ ЖУРНАЛА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ!

 

 

Журнал ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ©

Все права защищены. Перепечатка или использование информации разрешаются только с письменного согласия главного редактора журнала ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Нарушение авторских прав будет преследоваться по закону

Яндекс.Метрика