Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ

Наши контакты: 

г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104, офис 230. Тел.: (383) 335-61-41 (факс) 

+7 913-900-05-75 (директор) 

+7 913-941-72-79 (главный редактор Павел Березин).

 

Реклама: 

+7 913-900-05-75 (Светлана) 

+7 913-201-41-50 (Наталья)  

 E-mail: predsedatel.agro@ya.ru

predsedatel.apk@ya.ru

 

По вопросам подписки и рассылки обращаться по телефону:

  +7 913-013-27-52 (Светлана)

и по электронной почте: 

predsedatel.agro@ya.ru

 

НОВОСТИ ОТРАСЛИ

ВЫСТАВКИ И МЕРОПРИЯТИЯ

ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ  НОМЕР

 

октябрь, 2023 

Сергей СОКОЛОВ: «Поменьше эмоций – побольше расчёта!» 

«А из нашего окна близко Африка видна»: карта Чёрного Континента, с недавних пор висящая в кабинете Сергея Соколова на Красном проспекте, 1 – хороший символ новой географии сибирского аграрного экспорта.

Впрочем, с генеральным директором АО «Новосибирскхлебопродукт», председателем Комиссии по развитию зернового комплекса ОПОРЫ России мы больше говорили не о блистательных перспективах, а о суровых реалиях сельского хозяйства и экспорта Сибири. Например, о новых пошлинах, о том, как снять проклятье сибирской логистики, и как решать проблемы с РЖД рационально, а не эмоционально.

А ещё – о безногой табуретке, на которой годами балансируют сибирские сельхозпроизводители. 

 

– Сергей Львович, ваш телеграм-канал в нынешнем году напоминает канал какого-нибудь трэвел-блогера: сплошные фото из экзотических стран, но не из праздных, а из деловых поездок. Какие новые географические точки появились на карте бизнеса АО «НХП» – и агроэкспорта Сибири?

 – Да, мы продолжаем расширять экспортную активность: эту стратегию компания приняла ещё пять лет назад, когда всё большая невостребованность – и неконкурентоспособность – сибирского зерна на внутреннем рынке стала очевидной. Что мы сейчас и наблюдаем. Страна вышла на плато 130-миллионных урожаев, зерна в Европейской части страны более чем достаточно, стоимость доставки зерна из Сибири сопоставима со стоимостью продукции, и наши традиционные потребители с Северо-Запада России всё больше предпочитают зерно из Поволжья и Центрального Черноземья. В общем, сама реальность выталкивает сибирское зерно и продукты переработки на внешние рынки.

В 2023 году мы открыли для себя Африку. Отгрузили в Ливию первую большую лодку ячменя, 25 тысяч тонн с рейдовой перевалки – это первая крупная поставка АО «НХП» в африканскую страну. А весной делегация компании побывала с деловым визитом в Демократической Республике Конго, провели встречи с руководством страны и с деловыми кругами, наладили первые контакты.

Я впервые посмотрел на Африку глазами не туриста, а предпринимателя. И увидел перспективный рынок ёмкостью 1,5 миллиарда человек, с растущей экономикой – 5-6% в год, активно развивающейся инфраструктурой, глубокими социальными переменами. Да, там неспокойная политическая жизнь, часто конфликтные отношения между соседними странами, огромные разрывы в доходах людей, своеобразные, скажем так, нравы – как Россия образца 1993 года. Но, главное, там большой интерес к поставкам российского продовольствия, которое по цене существенно дешевле продукции традиционных поставщиков – прежде всего европейских, их бывших колонизаторов.

– Каковы особенности африканского аграрного рынка?

– Во-первых, туда выгоднее экспортировать готовые продукты, в связи с неразвитостью местной пищевой индустрии. Недавно, кстати, в Новосибирск уже прилетали наши партнёры из Мали, мы договариваемся на предмет поставок в эту страну макаронных изделий, консервов и круп. Планируем, что в начале следующего года «Новосибирскхлебопродукт» отправит в Мали первые контейнеры с сибирскими продуктами. Логистика, конечно, непростая, но она просчитывается, с учётом поддержки по линии Российского экспортного центра.

Во-вторых, африканские страны – это страны, прямо скажем, небогатые. Денег у них мало. Зато есть ресурсы и свои интересные продукты. Поэтому мы прорабатываем различные бартерные варианты. Именно так действуют в Африке китайцы, которые там строят железные дороги и автотрассы: они вместо денег берут ресурсы и сельхозсырьё – например, рыбу, древесину и т.д.

Предполагаю, что со следующего года бартер широко вернётся в российскую внешнюю торговлю: финансовые санкции и сложности международных расчётов будут только нарастать, и бартер тут является эффективным внешнеторговым инструментом. Минпромторг уже разрабатывает номенклатуру товаров, экспорт-импорт которых возможен по бартеру. 

Наконец, осваивать Африку эффективнее с социальной и гуманитарной составляющей, в рамках усиления сотрудничества России с глобальным Югом (напомню, что только в прошлом году министр иностранных дел России Сергей ЛАВРОВ шесть раз был в африканских странах с официальными визитами).

В частности, АО «Новосибирскхлебопродукт» совместно с Россельхознадзором и Всероссийским НИИ здоровья животных участвует ещё и в проекте по поставкам в Африку вакцин для сельхозживотных. Увеличение потребления животного белка – первостепенная задача, которой озабочены власти большинства африканских стран. А для этого нужно развивать животноводство и улучшать ветеринарную ситуацию – болезни животных являются там колоссальной проблемой. Для нас это во многом репутационный проект и дополнительная точка входа в эти страны.

– Юго-Восточная Азия – ещё один регион, где АО «НХП» закрепляется в качестве серьёзного игрока. Какие новые направления предстоит освоить в ближайшее время?

– Прежде всего, расширяем наше присутствие в Китае: коммуникации после ковидной эпопеи восстанавливаются, контакты наших стран на самом высоком уровне способствуют расширению торговли – как и в случае с Африкой, катализатором является политика. Помимо приграничных регионов – Манчжурия и Суйфэньхэ – наращиваем контакты с «глубинным» Китаем: через Владивосток отгружаем ячмень в провинцию Шэньдун.

Под китайские поставки АО «НХП» на площадке Татарского элеватора завершает строительство предприятия по переработке масличных культур: рапсовое масло и жмых пользуются большим спросом в КНР. В следующем году продукция под специально созданным брендом «Русское масло» отправится китайским покупателям.

 Что касается новых стран-покупателей в ЮВА, то важнейшим рынком для сибиряков, считаю, должен стать Вьетнам: эта страна импортирует в год для своего свиноводства порядка 2 миллионов тонн пшеничных отрубей (для понимания масштабов – Турция импортирует 1,4 млн т). Уже запланировали первые поставки в эту страну.

Хотел бы отдельно поблагодарить за профессиональную работу в сфере помощи экспортёрам руководителя зарубежного представительства АО «РЭЦ» в Социалистической Республике Вьетнам Илью КОЛТЫГИНА. Это новосибирец, выпускник НГУ, с большим опытом ведения бизнеса во Вьетнаме, знанием агропродовольственного рынка страны, бизнес-сообщества, законодательства. Побольше бы нам таких помощников за рубежом.

Наконец, обе Кореи – Северная и Южная – также перспективны для наращивания экспорта продукции АПК из Сибири. Сибирская мука уже поставляется в Северную Корею, и «НХП» намерено подключиться к этой теме, тем более что сейчас активно развивается инфраструктура на единственном российско-северокорейском пограничном переходе Хасан – Туманган: РЖД взяла эту ветку в аренду на 49 лет. А в Южной Корее мы сотрудничаем с одним из крупнейших бизнес-конгломератов страны, компанией Lotte. Первая прямая перевалка зерна, которую «НХП» провёл из порта Владивосток в этом году, была именно для Lotte.

Резюмирую: кроме расширения географии экспорта, в планах АО «НХП» – обновление номенклатуры товаров, переход с поставок зерна на продукты переработки. Очевидно, что меры господдержки экспорта сырья будут сокращаться, да и не хочется больше львиную долю добавленной стоимости оставлять банкирам и транспортникам. Кроме того, продолжим развивать собственную инфраструктуру: наращиваем мощности по фасовке и уже научились грузить контейнерный поезд за 3-4 дня. А 28 сентября РЖД одобрило присоединение контейнерной площадки Татарского элеватора к ветке Транссиба – это ещё упростит загрузку и отправку контейнеров.

– Кстати, о добавленной стоимости и с кем ею делиться: видимо по этим соображениям у АО «Новосибирскхлебопродукт» появился собственный вагонный парк?

– Да, в прошлом году мы приобрели первые 30 вагонов, и это стало, пожалуй, одной из лучших инвестиций компании за последнее время. Мы теперь экономим на перевозке до 1-2 тысяч рублей на тонну. Свой подвижной состав становится всё более распространённой практикой у трейдеров и крупных сельхозпроизводителей: жить под настроение владельцев вагонов уже совсем сложно. Но есть важный момент: свои вагоны эффективны тогда, когда они возят твой собственный груз и находятся в постоянном обороте. Это нужно точно просчитывать.

 

«ЗЕРНО ИЛИ УГОЛЬ? БЕРЁМ И СЧИТАЕМ!»

– Сергей Львович, теперь о главном препятствии для экспорта сибирской сельхозпродукции – логистике, почему всё так дорого и так непросто. Проблемы тут общеизвестны: слабая пропускная способность Транссиба, 5-я очередь проезда зерна по ж/д, растущие тарифы на аренду вагонов, нестабильные и недостаточные субсидии и т.д. Какие срочные – и долгосрочные – меры нужны, чтобы сибирское зерно получило, наконец, свой «проездной», и экспортный потенциал сибирского АПК раскрылся в полной мере?

– Давайте по порядку. Прежде всего, напомню, что очерёдность проезда грузов по Транссибу и БАМу регулирует специальный документ – Правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре (ПНД). Абсолютный приоритет там отдан, разумеется, военным грузам, но зерно и прочие продовольственные грузы в этом списке стоят выше угля и других энергетических товаров. Что логично: возить зерно – более дорогой товар – для РЖД выгоднее в финансовом отношении.

Однако, как водится, документ это одно, а жизнь – совсем другое. Так появились Временные правила очерёдности перевозок грузов. Руководители «угольных» регионов и сами угольщики пролоббировали себе «спец-решения», и сейчас приоритет ж/д перевозок по Транссибу на Восток – это кузбасский и хакасский уголь на экспорт. Все остальные, в том числе и аграрии, – «как получится». В итоге вывоз зерна из сибирских регионов просто придушен, исполнение экспортных контрактов – непредсказуемая эпопея, напоминающая рулетку.

Бороться с этой дискриминацией нужно не эмоциями, громкими заявлениями и прочей «публицистикой», а сухими цифрами. Там, наверху, вообще цифры любят больше, чем крики. И вот по заказу ОПОРЫ России учёные Института экономики СО РАН составили прогнозные сценарии влияния приоритизации грузов, перевозимых по РЖД, на экономику сибирских регионов, ВРП, на количество рабочих мест и на доходы бюджетов.

Расчёты показали, что при сохранении нынешней диспропорции в ж/д перевозках экономика страны в ближайшие 6 лет может недосчитаться почти 2 триллионов рублей ВВП. Потери только в валовом выпуске продукции в регионах СФО составят более 300 миллиардов рублей. Например, для производства тонны продовольствия привлекается 20 рабочих мест, а на выработку тонны угля – 4. Занятость при существующем порядке сократится к 2028 году на 300 тысяч рабочих мест.

Все эти подробные расчёты мы передали в Правительство, вице-премьеру БЕЛОУСОВУ, также я кратко озвучил эту информацию на Петербургском экономическом форуме.

– И каков итог?

– Процесс пошёл. Дело это, как вы понимаете, небыстрое, бюрократические мельницы мелют медленно – но в правильную сторону. В сторону аграриев и других участников рынка. Сейчас готовится новая редакция правил, улучшающая доступ к железнодорожной инфраструктуре экспортёров сельхозпродукции. От нас потребуется вовремя предъявить саму продукцию, график отгрузки – и тогда наши шансы поехать (и вовремя доехать до границы) со своим зерном значительно увеличиваются. По крайней мере, надеемся, что будет так. Документ, по нашей информации, будет готов к декабрю.

– Не первый год вы озвучиваете проблему исторического принципа распределения экспортных квот на зерно, также загоняющего сибирский агроэкспорт в стагнацию. Есть прогресс в этом направлении?

– Да, наши аргументы услышали, и уже на следующий сезон Минсельхоз РФ скорректировал практику распределения квот: будет создан «резервный фонд», куда будут «складироваться» невыбранные квоты, а экспортёры, у которых есть зерно, но кончилась квота, могут взять в этом фонде дополнительные объёмы (но не более 45 процентов от ранее выданных). В свою очередь, тем экспортёрам, которые не выбрали свою годовую квоту и не отдали излишек в резерв, в следующем году квота будет сокращена на этот невыбранный объём. В общем, проблема несправедливости и неэффективности действующих правил раздачи квот признана – и решается.

Куда больше нас волнуют свежевведённые дополнительные курсовые пошлины на экспортную продукцию АПК – нишевые культуры, отруби и масло. Вот это – серьёзная проблема.

 

«ПРИКРУТИТЬ НОЖКИ»

– Какими потерями для цен и для рентабельности зернопроизводства обернутся эти новые пошлины?

– Негативный эффект для зерновой отрасли будет очень сильным. Потери будут намного больше, чем эти 5-7 процентов, снятые с экспортной цены, и потери в итоге перекроют все дополнительные доходы казны, которые государство планирует взять за счёт пошлин. Вот пример: на ноябрь китайские покупатели снизили закупочные цены на сибирский горох сразу на 200 юаней – это минус 2,5 тысяч рублей на тонну. Добавляем к этому пошлину – и мы ушли в убытки. Пшеничные отруби – кстати, весьма востребованный экспортный товар – сегодня лежат на историческом ценовом дне: 7 тысяч цена в порту, 5 тысяч дорога, 2 тысячи на заводе. И это ещё без пошлины. Всё, приехали.

То же и с «опошленным» рапсовым и соевым маслом: новый сбор не только отнимает маржу у трейдеров, но и по цепочке заметно снижает рентабельность выращивания масличных культур. А ведь именно масличка держит на плаву значительную часть хозяйств в Сибири, особенно малых и средних фермеров.

– Сергей Львович, тогда главный вопрос: какие системные, долгосрочные решения необходимы от государства, чтобы вся конструкция сибирской зерновой отрасли стала более устойчивой?

– Вначале давайте зафиксируем базовый факт: зерновая отрасль Сибири входит в классический кризис перепроизводства. Компетенции аграриев, технологии, эффективность работы на земле за минувшее десятилетие выросли на порядок, и несмотря на периодически случающиеся тяжёлые сезоны, вроде нынешнего, тренд на рост валовки зерна очевиден. Мало того, клуб регионов – экспортёров зерна в Сибири, помимо «большой четвёрки», пополнился новыми членами: заметные объёмы зерна, масличных, продуктов переработки стали производить и вывозить Кузбасс и Иркутская область.

Единственный способ снятия сибирского профицита зерна – экспортные поставки. Значит, на это должны быть направлены все решения регулятора. Иначе – стагнация, снижение инвестиционной активности в АПК Сибири со всеми вытекающими.

Понимаете, сейчас зерновой бизнес в Сибири напоминает сидение на табуретке без двух ножек. Какая-то опасная для здоровья акробатика. Нужно эти две «ножки» прикрутить обратно.

Первое – нужна бесперебойная ж/д логистика. Потому что сорванные сроки экспортных контрактов – это огромный удар по репутации не только конкретного трейдера, но и всей страны. Один раз сорвал контракт, второй – а дальше с тобой уже не работают, «входить в положение» и слушать объяснения, что у тебя вагоны с зерном в ожидании 2 недели простояли и прочее «тяги нет», никому не интересно. На зерновом рынке будет работать тот, кто привозит товар вовремя.

Полагаю, что обязательно должно появиться соглашение по приоритетному вывозу сибирской сельхозпродукции железной дорогой, аналогичное «угольному». Для самих РЖД это не проблема, выгода для экономики очевидна – цифры не врут. Теперь вопрос в активном лоббировании этой темы со стороны сибирских губернаторов и депутатов Госдумы.

Второе – это стабильное субсидирование льготных ж/д перевозок и доставки товара до зарубежного покупателя по постановлениям Правительства РФ №№ 406 и 1104. Чтобы эти субсидии не заканчивались на самом интересном месте, как это часто бывает. То есть нужно наладить ритмичность выделения бюджетных средств. При отсутствии же субсидий любую экспортную нишу для сибирского зерна можно перекрыть с помощью провозной платы одним махом. Вот показательные цифры: год назад отвезти тонну пшеницы из Новосибирска в Кыргызстан стоило 3 тысячи рублей, сегодня – 5-5,2 тысячи. А что подорожало-то? Тарифы железной дороги выросли всего на 10 процентов. Подорожало всё остальное, в том числе и услуги операторов подвижного состава. Вот так и живём.

– Но всё-таки перспективным направлением должна стать переработка зерна, поставки готовой продукции из Сибири?

– Да, и для этого нужно грамотное стимулирование инвестиций в эту сферу. Не вообще «в обрабатывающие отрасли», а в конкретные производственные проекты с экспортным потенциалом – например, в производство определённых кормов, растительного масла, муки нужных параметров качества. Вот это уже будет точечная работа государства на агропродовольственном рынке, эффективная поддержка экспорта продовольствия. Какие продукты нужны на внешнем рынке – спросите у бизнеса, он в курсе. Сибирские экспортёры наработали за последние годы колоссальную аналитику по странам-покупателям, по спросу на различные виды продукции за рубежом, по качественным требованиям и т.д.

Сделаем эту работу – и тогда сибирский аграрий перестанет жить под постоянным дамокловым мечом ценовых обвалов, станет солидным игроком на мировом продовольственном рынке, как ему на роду и написано.

Павел БЕРЕЗИН

 

СПРАВКА:

АО «Новосибирскхлебопродукт»

Трейдинговая компания агропромышленного направления, один из ведущих экспортёров зерна, масличных и продуктов зернопереработки Сибирского федерального округа

Основана в 2005 году

Основные активы в Сибири – ООО «Татарскзернопродукт» (Татарский элеватор) и ООО «Усть-Таркское ХПП»

Общий объём мощностей хранения зерна 130 тысяч тонн, имеется собственный вагонный парк и инфраструктура для формирования контейнерных составов в Барабинске и Татарске

Компания экспортирует сельхозпродукцию в 18 стран мира, имеет представительства  Москве, Ейске, Турции и Кыргызстане

В сезоне 2022-23 гг АО «НХП» отгрузило зарубежным покупателям более 700 тысяч тонн сельскохозяйственной продукции

 

КСТАТИ 

АО «Новосибирскхлебопродукт» по результатам 2022-2023 года вновь стало лауреатом Всероссийского конкурса Правительства РФ «Экспортер года».

В конкурентной борьбе и в непростых экономических условиях компания заняла третье место в номинации «Экспортёр года в сфере готового продовольствия», (категория «Крупный бизнес») и третье место в номинации «Новая география», (категория «Крупный бизнес»)

«Несмотря на развязанную против российского экспорта настоящую борьбу, российские экспортёры не только выстояли, приведя в трепет и недоумение наших оппонентов, но и успели нарастить объёмы, завести новые каналы сбыта, новых партнёров – преодолеть, по сути, все ограничения и барьеры. Огромное вам спасибо», – отметил на церемонии награждения вице-премьер Правительства РФ Андрей БЕЛОУСОВ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БОЛЬШЕ ОПЕРАТИВНЫХ НОВОСТЕЙ — В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ ЖУРНАЛА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ!

 

 

Журнал ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ©

Все права защищены. Перепечатка или использование информации разрешаются только с письменного согласия главного редактора журнала ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Нарушение авторских прав будет преследоваться по закону

Яндекс.Метрика