Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ

Наши контакты: 

г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104, офис 230. Тел.: (383) 335-61-41 (факс) 

+7 913-900-05-75 (директор) 

+7 913-941-72-79 (главный редактор Павел Березин).

 

Реклама: 

+7 913-900-05-75 (Светлана) 

+7 913-201-41-50 (Наталья)  

 E-mail: predsedatel.agro@ya.ru

predsedatel.apk@ya.ru

 

По вопросам подписки и рассылки обращаться по телефону:

  +7 913-013-27-52 (Светлана)

и по электронной почте: 

predsedatel.agro@ya.ru

 

НОВОСТИ ОТРАСЛИ

ВЫСТАВКИ И МЕРОПРИЯТИЯ

ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ  НОМЕР

Концерт для бурёнки

   Повысить иммунитет животных к болезням, увеличить надои и привес может помочь – да-да, не смейтесь – музыка! Этот метод давно применяется не только на передовых фермах Европы, Америки, Австралии, но и в Белоруссии, и в России. Правда, не всякое сочетание звуков и не во всякое время понравится коровам, свиньям или кроликам. Сегодня – несколько полезных советом о том, как использовать это недорогое, эффективное, и, согласитесь, приятное средство.

   Финансовые вложения в ноу-хау – разовые и минимальные: нужна фонотека (произведения можно скачать в интернете), плюс проигрыватель (подойдёт и старенький компьютер) и хорошие колонки. Главный вопрос в том, зачем все эти культурные изыски животным. Уверены, ответ заставит отнестись к на первый взгляд экстравагантной затее серьезно: правильное прослушивание правильной музыки способно увеличить надои и привес на 5– 10, а по некоторым данным и на 30–50 процентов! Неплохо, не правда ли?

   В МТФ «Волынцы» (Верхнедвинский район Витебской области, Беларуссия) в 2008 г. в среднем удои от коровы составляли 6,400 кг. После того, как там стали доить под музыку Моцарта и Баха, коровы стали давать по 18,2–18,3 кг молока в сутки. Какие именно произведения им ставили – не уточняется.

Зачем козе баян

   Мозг у млекопитающих устроен достаточно сложно. Он воспринимает и обрабатывает огромное количество внешних раздражителей и по итогам этого сложнейшего «компьютерного» анализа настраивает работу всех органов и систем организма. То, как воздействуют температура и влажность, кормовой, питьевой и световой режимы, вирусы и бактерии, объяснять не нужно. Хорошо себя чувствуют животные – бизнес идет в гору. Дискомфорт вынуждает животных расходовать внутренние резервы, и тут хороших результатов не жди.

   Звуки – одни из самых сильных раздражителей, и млекопитающие их довольно хорошо дифференцируют. Кошка спрыгивает со стола услышав «брысь!», собака понимает значения гораздо большего количества слов. Чтобы заставить лошадь бежать быстрее, наездник или кучер издают резкие крики, провоцируя резкий выброс гормонов стресса у животного. Хозяйка, заходя в хлев с подойником, напротив, «разговаривает» со своей коровушкой исключительно ласково, успокаивая ее.

   По сути своей произнесенные слова есть звукоформы. Музыка – тоже, ведь она есть не что иное, как последовательность звуков различной высоты, длительности и громкости, организованных во времени по тем или иным правилам. Утверждать, что животные могут получать от нее эстетическое удовольствие, было бы, пожалуй, чересчур. Но примеров ярких реакций на неё у животных масса: вспомните, к примеру, как умеют «петь» под музыку те же кошки и собаки. Замечено, что свиньи могут похрюкивать и подергивать в такт музыки хвостиками.

   Учёные склоняются к тому, что музыка оказывает нейробиологическое воздействие на организм животных. Причём одни последовательности звуков могут улучшать, а другие – ухудшать самочувствие, и, соответственно, увеличивать или уменьшать продуктивность поголовья.

   Фермер Франц Кеберль из австрийского Биркфелде издал для своих коров компакт-диск с музыкой. Но до этого он более 10 лет сам играл для своих нормы, норли и прочих нанни на аккордеоне. Да так, что увидев хозяина с инструментом, коровы сами к нему подбегали. По словам фермера, больше всего им нравились вальсы Штрауса. Кеберль шутил, что плату за концерты они вносили дополнительными литрами молока

Рамштайн или Бах?

   Итак, феномен, который мы называем музыкой, животные воспринимают как последовательность звуковых волн. Причём у большинства из них физический слух лучше чем у человека: они слышат частоты, которые не можем услышать мы, и, возможно, воспринимают звуки более громкими, чем они кажутся нам. Так, писатель Теофил Готье упоминал, что его кошка сильно пугалась всякий раз, когда музицировавшая у него в доме певица брала высокую ноту. Вместе с тем общие принципы восприятия музыки у нас схожи: те произведения, которые возбуждающе или успокаивающе действуют на человека, примерно так же подействуют и на братьев наших меньших. Комфортнее всего животные чувствуют себя в спокойном состоянии, поэтому наша задача – найти музыку, которая их успокоит. Отсюда правила составления концертной программы:

   Правило 1. Музыка для сельскохозяйственных животных должна быть «ровной»: желательно плавной, без сильных и резких перепадов по высоте, громкости, темпу (быстро-медленно), тембру (например, труба – скрипка), без ярко выраженного ударного «пульса».

   Правило 2. Не навязывайте животным свои вкусы. Исследования ученых разных стран подтверждают: ряд музыкальных стилей, и в первую очередь тяжелый рок, может вызвать у животных тяжелые формы стресса, и даже менять состав крови. Все, что визжит, орёт, бьёт в ухо отбойным молотком – под запретом.

   Правило 3. Многочисленные рекомендации в интернете сводятся к тому, что лучший вариант для четвероногих и пернатых – классическая музыка. Наперебой советуют крутить Моцарта, Баха, Чайковского, Бетховена и других представителей классики. На самом деле и здесь следует проявлять осторожность: «музыки переживаний» у великих в разы больше, чем «музыки умиротворения». Вначале оцените произведение, ориентируясь на свои физиологические ощущения (тревожно или спокойно), и только потом «угощайте» им животных.

   Правило 4. Слишком громкая музыка может сработать как динамит в пруду. Отрегулируйте громкость так, чтобы звучание не утомляло всех находящихся в помещении людей.

   Правило 5. Музыка, звучащая день и ночь, станет пыткой. Животным, большинство из которых спят «пунктиром» по индивидуальному графику, необходимы большие периоды тишины. Оптимальный вариант – включать записи во время подачи корма и во время доения. Начинайте с 5 минут в день и постепенно увеличивайте продолжительность «концертов».

   Правило 6. Воспроизведение записей должно быть «чистым», без примесей шумов. Воспользуйтесь цифровым форматом и транслируйте через хорошие колонки.

   Правило 7. Написана музыка может быть гениально, но исполнена так себе. В интернете много ученических записей, так что будьте внимательны, выбирайте лучших исполнителей.

   В ходе эксперимента на одной из европейских птицефабрик курам «предложили» послушать ´heavy metal`. Птицы начали кружиться на месте, затем повалились на бок и задергалась в судорогах. А в Африке рок-музыкой приспособились отгонять «пьяных» слонов, которые буянят, наевшись перебродивших фруктов.

   В 1995 г. психолог Френсис Раушер из США поместила 30 крыс в комнату, где в течение 2 месяцев по 12 часов в день звучала соната до-мажор Моцарта. В результате эти крысы стали пробегать лабиринт в среднем на 27% быстрее, на 37% сократив количество ошибок в сравнении с 80 крысами, которые развивались это время в обычных условиях.

Моцарт для доярки

   На любой ферме кроме животных находится множество людей, которым придётся купаться в звуковых волнах вместе с их подопечными буренками, рябушками или нюшами. Если коротко – этим людям можно позавидовать, ведь через некоторое время их общий фон здоровья, уровень оптимизма и даже интеллекта значительно повысятся. Работодателя порадует более высокая работоспособность сотрудников и меньшее количество больничных.

   Всё потому, что произведения гениев соответствуют общим законам гармонии, по которым «сконструировано» всё живое на нашей планете. В 90-е годы профессор кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории им. Глинки (и кандидат физико-математических наук, параллельно работавший в Институте ядерной физики) Владимир МАЗЕПУС исследовал строение некоторых фортепианных произведений Моцарта и стихов раннего Пушкина методом структурного анализа. Все многочисленные элементы произведений и их связи проявились в математических матрицах в виде графических рисунков поразительной красоты, в том числе напоминавших сложные, но правильные снежинки. Так же красивы были решения матриц и итоговые формулы. В то же время элементы и их связи в произведениях, признанными культурой менее талантливыми или посредственными, либо лишь отчасти напоминали графические формы, либо вообще хаотично рассеивались по полю матрицы. Такие матрицы решались либо условно, либо вообще не имели решения.

  Можно предположить, что глубинная структура качественной музыки при наложении на биологический объект не только способствует его правильному и более успешному развитию, но способна исправлять его «поломки».

   Примеров благотворного влияния на интеллект и здоровье человека классической музыки много. Учителя констатируют, что большинство детей, занимающиеся в музыкальных школах, демонстрируют лучшие по сравнению с одноклассниками успехи (прежде всего по гуманитарным предметам и предметам физико-математического цикла). Учёные собрали массу опытных заключений о целебной силе музыки, и прежде всего музыки Моцарта.

   Американский учёный Гордон ШОУ и нейролог Марк БОДНЕР из Лос-Анжелесского отделения Калифорнийского университета изучали реакцию головного мозга пациентов на прослушивание музыки Моцарта, других классиков и поп-музыки 30-х гг. ХХ в. Сканирование с помощью магнитного резонатора (MRI) показало, что все виды музыки активизировали слуховой центр, плюс иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями. Но только под воздействием музыки Моцарта начинал светиться весь мозг – в том числе участки, отвечающие за моторику, координацию, мышление, зрение и т.д.

   Нейробиолог Джон ХЬЮДЖЕС из Медицинского центра при Университете штата Иллинойс (США) пришёл к выводу, что самую сильную реакцию в головном мозге человека вызывают последовательности звуковых волн, повторяющиеся каждые 20–30 секунд. Это соответствует цикличности многих функций центральной нервной системы, в том числе активности нейронных цепей. В сотрудничестве с лучшими музыковедами США Хьюджес проанализировал сотни музыкальных произведений 57 композиторов различных музыкальных направлений. В итоговой таблице примитивная поп-музыка оказалась в самом низу, в то время как Моцарт занял первое место. Эксперимент над 36-ю пациентами с тяжелой формой эпилепсии показал: после прослушивания произведений Моцарта у 29-ти из них припадки стали случаться реже и стали менее интенсивными.

Любовь САПУНОВА

мнение эксперта

Андрей КРОТОВ, композитор, член Сибирского отделения Союза композиторов России, автор музыки ко многим репертуарным спектаклям:

Воздействие музыки на организм велико, и так как я большую часть дня работаю именно с музыкой, фоном в моей квартире она звучит крайне редко. В машине я её не включаю никогда. Но недавно ехал в автомобиле художественного руководителя филармонии Владимира Калужского, в салоне которого звучали «Времена года» Вивальди. Надо сказать, когда садился в машину, настроение у меня было – смурь. Но спустя некоторое время в мире вновь проявились краски, появились варианты решения непростых задач. И я вновь удивился тому, как умеет хорошая музыка растворить негатив и наполнить желанием жить и творить.

   Думаю, похоже действует хорошая музыка и на животных. Я бы советовал включать им композиции, несущие позитивную энергию, но не возбуждающие, а умиротворяющие. Это может быть музыка барочных оркестров, Баха и его сыновей, Гайдна, отдельные произведения или их части Чайковского, фортепианные и скрипичные сонаты Моцарта… Можно ставить некоторые современные стили, например, что-нибудь в new age. Мои дочери хорошо засыпали под «Хвала вечности Иисуса» из квартета «На конец времени» Мессиана. Из своих произведений могу порекомендовать «Два хора на стихи Рериха». В интернете выложено много хорошей музыки, нужно только найти время послушать и выбрать то, что понравится.


Примерная зоофонотека

Ф. Куперен. «Любимая» (чакона) из сюиты до минор.

А. Корелли. Кончерто гроссо op.6 №11 си-бемоль мажор.

Г.Ф. Гендель. Кончерто Гроссо ор.6 № 8 Сицилиана.

Й. Гайдн. Симфония ми-бемоль мажор № 103, часть 2.

И.С. Бах. Ария из оркестровой сюиты № 3 ре мажор. Концерт для двух скрипок pе минор; Органная хоральная прелюдия фа минор. Страсти по Матфею – ария «Будь милостив, мой Бог». ХТК, прелюдии и фуги.

Бах-Гуно. «AveMaria».

В.А. Моцарт. Концерты для фортепиано с оркестром: № 4 соль мажор, часть «Сказка сказок», № 21 до мажор, № 23 ля мажор. Концерт № 3 для клавесина с оркестром ре мажор, часть 2. Сонаты для фортепиано: № 11 ля мажор, № 12 фа-мажор, № 15 фа-мажор, № 16 до-мажор. Серенада № 13 соль-мажор – «Маленькая ночная серенада». Опера «Волшебная флейта»: хор мальчиков-колокольчиков, дует Папагено и Папагены и др. номера.

Л.В. Бетховен. «К Элизе», Симфония №6 «Пасторальная» (часть 2). Сонаты: № 8 «Патетическая» (часть 2), № 14 «Лунная» (часть 1), № 25 (часть 2).

Ф. Шуберт. «Третья песня Эллен» («Ave Maria»; «Вечерняя серенада», «Баркаролла», Вальс си минор, Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»

И. Штраус. Вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Венская кровь» и др.

Ф. Шопен. Ноктюрны ми-бемоль мажор, до-диез минор, си-бемоль минор, фа минор. Вальсы до-диез минор, ре-бемоль мажор, соль минор, си минор. Мазурка № 49 ля минор. Этюд ля-бемоль мажор. Прелюдия №15 ре-бемоль мажор.

Э. Григ. «Пер Гюнт»: «Утро», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг». Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (часть 2).

П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик»: Вальс цветов, Вальс снежных хлопьев, Адажио, Танец пастушков, Арабский танец «Кофе»; вариации Авроры из балета «Спящая красавица»; фортепианный цикл «Времена года».

К. Дебюсси. Прелюдии: «Паруса», «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Туманы», «Девушка с волосами цвета льна». «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты».

Yiruma(ЛиРуМа). River Flows In You

БОЛЬШЕ ОПЕРАТИВНЫХ НОВОСТЕЙ — В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ ЖУРНАЛА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ!

 

 

Журнал ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ©

Все права защищены. Перепечатка или использование информации разрешаются только с письменного согласия главного редактора журнала ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Нарушение авторских прав будет преследоваться по закону

Яндекс.Метрика