сентябрь 2019
«Увезу тебя я в тундру»
В интернетах народ упражняется в остроумии, комментируя инициативу омского губернатора Александра БУРКОВА отправлять сибирское зерно в Японию и прочие Филиппины через Северный морской путь: «Давайте ещё подземный канал насквозь в Азию пробурим, будем туда мешки с пшеницей бросать!» Иронизировать и шутить – дело, конечно, хорошее, но давайте-ка посмотрим на это дело немного с другой стороны.
Во-первых, сама идея отправки сельхозпродукции из Сибири северным арктическим маршрутом, мягко говоря, не нова: ещё 130 лет назад, в 90-е годы XIX века, при участии тогдашнего премьер-министра Сергея Витте, разрабатывался большой проект по доставке сибирского зерна по специальной железнодорожной ветке от Перми до порта Котлас на Северной Двине и далее на Архангельск. Котласская ветка была построена (за 40 миллионов золотых рублей, огромные деньги), но на полноценное обустройство зерновых портов в самом Котласе и Архангельске силёнок уже не хватило, и в полном объёме проект так и не заработал. Тем не менее в 1910-1012 годах северный маршрут обеспечивал 35-37% сибирского зернового экспорта. Уже не так смешно, правда?
Во-вторых, здесь уместно задуматься: а что же это у нас за ж/д тарифы, и что за транспортная политика такая, что, оказывается, грузить зерно на баржи, поднимать их в Обскую губу, а затем плыть почти двадцать тысяч километров до Японии выходит дешевле, чем везти зерно железной дорогой на Дальний Восток? Вот это действительно безумие и абсурд, – тут и о грузовых дирижаблях задумаешься. Как сказал однажды в интервью нашему журналу один из известных сибирских зерноторговцев, «будет покупатель – хоть на летающих тарелках доставим, нам выбирать не приходится».
Наконец, вот ещё интересный вопрос: а зачем вообще Москва так запрягла и зарядила все регионы с этой аграрной экспортной темой? Так запрягла, что дым коромыслом? А не затем ли, чтобы регионы сами набрасывали идеи, проекты по развитию своего местного АПК, делегациями носились бы по миру, налаживали международные контакты – а после федеральный центр собрал бы все эти идеи и проекты, даже самые фантасмагорические, в некую единую базу, проанализировал бы их, а затем выдал бы конкретную стратегию для инвесторов? Настоящих, больших инвесторов. Тех, которые сейчас очень внимательно присматриваются к сибирским землям, к нашим сельскохозяйственным активам, засылают сюда своих людей, устраивают встречи, задают как бы невзначай разные интересные вопросы, вроде: «Как насчёт земельки тут у вас в области приобрести для нашего аграрного подразделения? Тысяч двести гектаров для начала найдётся?»
Потому что люди начинают понимать: в связи с происходящими на планете процессами – ростом населения, ростом потребности в продовольствии, быстрыми климатическими изменениями – дальнейшая судьба сельскохозяйственной Сибири просматривается очень чётко: тут у нас не то что тысячи гектаров – клочка земли свободного не будет. Ещё Васюганские болота осушать будем под рапс, гречиху и герефордов. Вот тогда, глядишь, и Северный морской путь пригодится.
Павел Березин,
главный редактор журнала ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
- > Главная
- > Политика в отношении обработки персональных данных
- > Редакционный совет журнала
- > Сельское хозяйство Сибири: земля и люди
- > Слово редактора
- > Лента новостей
- > КОРОНАВИРУС В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
- > Главные темы
- > Животноводство
- > Молоко
- > Свиноводство
- > Птицеводство
- > Растениеводство
- > Овощеводство
- > Ноу-Хау
- > Господдержка
- > Агромашины
- > Персоны
- > Вопрос о земле
- > Уроки истории
- > Архив публикаций
- > Наши контакты
- > О журнале
- > Реклама на сайте ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
- > Главные события отрасли
Журнал ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ©
Все права защищены. Перепечатка или использование информации разрешаются только с письменного согласия главного редактора журнала ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Нарушение авторских прав будет преследоваться по закону