Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ

СУДЬБА СИБИРСКОГО ЛЬНА

Наши контакты:

 

г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104, офис 230. Тел.: (383) 335-61-41 (факс)

 

+7 913-900-05-75 (директор)

 

+7 913-941-72-79 (главный редактор Павел Березин).

 

Реклама:

 

+7 913-013-27-52 (Светлана)

 

+7 913-201-41-50 (Наталья) 

 

 E-mail: predsedatel@ngs.ru; predsedatel.agro@ya.ru

 

По вопросам подписки и рассылки обращаться по телефону:

  +7 913-013-27-52 (Светлана)

и по электронной почте: 

predsedatel.agro@ya.ru

 

         НСО НУЖЕН БАНК ЗЕМЛИ       СЕЛЕКЦИОННО-ПЛЕМЕННОЙ ТУПИК     ЧИТАЙТЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ #100!

Самоизоляция от еды

Насколько упадёт спрос на продукты питания в связи с «коронакризисом» и как скажется это падение на российском АПК?

 

Карантин и сопутствующий ему экономический кризис радикально меняют продуктовую корзину обычного россиянина в сторону удешевления. Вермишель вместо мяса, крупа вместо овощей и йогуртов, соевые сосиски вместо фруктов – именно этот, очень опасный для всей агропродовольственной цепочки, сценарий начинает реализовываться в потребительском поведении значительной части населения страны.

После ажиотажа в супермаркетах в середине марта «маятник» продуктовых покупок отлетел в противоположную сторону: к началу апреля 2020 г. посещение людьми продовольственных магазинов упало на 25–30%. Но в среднесрочной перспективе эксперты предрекают долгую «просадку» потребительского спроса: народ начинает экономить по-серьёзному.

Уже зафиксировано 30-процентное снижение спроса на фрукты и овощи, в основном на дорогие тепличные огурцы и томаты, у производителей более дешёвых позиций – лука, капусты, моркови и т.д. – пока всё в порядке. Тревожные данные приводят молочники: и без того слабое потребление молочных продуктов в России вновь проявляет тенденции к снижению. Так, переработчики молока Новосибирской области в кулуарах уже говорят о снижении объёмов продаж примерно на 20%.

В общем, уже никто не обсуждает, будет ли падение спроса на продукты – обсуждается, насколько глубоко он упадёт и потянет ли за собой сельхозпроизводителей.

 

Молоко: «выживут не крупнейшие, а лучшие»

По словам исполнительного генерального директора Национального союза производителей молока Артёма БЕЛОВА, ситуация неустойчивого спроса на молочные продукты продолжится как минимум до конца года. Падают доходы населения, закрыты на карантин социальные учреждения и общепит.

Важный момент: настроения людей в плане потребления очень негативны. По свежим данным исследовательской компании GfK, 56 процентов россиян ожидают ухудшения своего материального положения в ближайшие 12 месяцев, 20 процентов уже столкнулись со снижением доходов. Всё это, мягко говоря, не способствует росту спроса на продукты питания.

В этой связи непростая ситуация ожидается и у производителей сырого молока. По прогнозам СОЮЗМОЛОКО, в нынешнем году прирост производства составит 700-800 тысяч тонн по сравнению с 2019 годом. За первый квартал 2020-го российские животноводы произвели на 6 процентов больше молока, чем за этот же период прошлого года.

Большое количество молока будет в этом году переработано в «долгоиграющие» продукты и уйдёт в запасы, – отмечает Артём Белов. – Уже по первому кварталу прирост производства сухого молока в России составил 43%, масла – 16%, сыров – 15%. Эта тенденция продолжится и далее. И все мы прекрасно понимаем, что рост запасов – это дополнительное давление на сырьевые цены.

При этом растёт себестоимость производства: валютная составляющая в расходах хозяйств составляет от 15 до 30 процентов. Это техника, ветпрепараты, премиксы, генетика и т.д. Индекс себестоимости производства молока по итогам года вырастет до 131 по сравнению с 2019-м.

Под этим давлением нам с вами в ближайшее время придётся жить – и находить себя в этой новой рыночной реальности, – резюмирует генеральный директор СОЮЗМОЛОКО. – Это приведёт к дальнейшей консолидации молочной переработки, уходу с рынка неэффективных игроков и укреплению позиций производителей качественной молочной продукции, умеющих работать с потребителем. Выживут не крупнейшие, а лучшие.

По мнению Белова, факторами, которые могли бы поддержать внутренний рынок молока, являются как импорт, так и экспорт «молочки». Как напомнил наш собеседник, на рынке СОМ доля импорта у нас составляет 50%, СЦМ – порядка 40%, сухой сыворотки, сыров и сливочного масла – 30%. Если власти будут грамотно балансировать и контролировать импортные поставки готовой молочной продукции, то негативный эффект падения внутреннего спроса можно снизить. Кроме того, слабый рубль даёт нашим молочникам некоторые шансы на развитие экспорта. Сегодня идут переговоры с Китаем по возможному экспорту российского сухого молока и сыворотки. Китайские власти подтвердили, что готовы открыть границу для этих товаров, но окончательно ситуация решится в ближайшие недели.

 

Глава компании «Братья Чебурашкины» Владислав ЧЕБУРАШКИН отмечает существенное падение спроса на молочную продукцию. Компания работает в Московской области. 

Минус 30% отгрузки молочной продукции по результатам этой недели, минус 16% – предыдущая неделя, минус 30% – предыдущая до этого неделя, – сказал он. 

Спрос на продукцию компании в HoReCa снизился на 50%. Но, как заметил Чебурашкин, это меньше, чем в целом по общепиту, где падение оценивается в 70-75%. 

До кризиса мы продавали в HoReCa до 30-35% продукции, очень ценили этот канал. 

В то же время компания отмечает рост продаж молочной продукции в вендинговых автоматах на 20%. 

Автоматы стоят, как правило, у дома, в режиме самоизоляции это удобно, – заявил он. 

Чебурашкин также сообщил, что в связи с экономическим кризисом компания приняла решение приостановить инвестиционные проекты. «Сейчас мы убираем все планы на расширение, развитие. Самое главное – сохранить то, что есть», – подчеркнул молочник. 

 

 

Мясо: «экспортом спасёмся»

Существует «пирамида» потребления животного белка, выстроенная по ценовым и качественным параметрам. Наверху – говядина премиум-класса, внизу – самые дешёвые продукты из курицы. И если рассматривать типичных российских потребителей мяса и мясопродуктов – людей, имеющий средний достаток, то они в условиях кризиса и падения доходов в зависимости от наличия средств будут спускаться по этой пирамиде вниз, – говорит руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей ЮШИН. – Те, кто потреблял самые дорогие виды говядины, если упадут доходы, перейдут на более дешёвые отруба и субпродукты. Те, у кого были доходы пониже, с обычной говядины будут переходить на более доступную по цене свинину, в которой также есть как более дорогие деликатесные части, так и более «демократичные». Из свинины будут «уходить» в куриное мясо разных категорий и т.д.

По словам эксперта, в режиме экономии потребитель чаще делает выбор в пользу мяса, отказываясь от других видов продуктов, которые дорожают: например, весною вместо свежих овощей небогатый горожанин скорее предпочтёт купить цыплёнка-бройлера. Кроме того, скорее всего, снизится и потребление рыбы, и также в пользу свинины и курицы. Так что наименее пострадавшей от падения спроса будет отрасль птицеводства, а сложнее всего придётся производителям говядины как самого дорогого мясного сегмента. У баранины свой контингент потребителей, и она стоит особо, хотя для многих и баранина станет не по карману.

Сегодня на говядину приходится 18% потребления мяса в России. Это среднемировой уровень, – продолжает глава НМА. – Но, конечно, есть предпосылки, что перерабатывающие компании могут сократить потребление сырья из говядины, уменьшив производство дорогих видов колбас. И в этом плане нивелировать спад внутреннего рынка и поддержать доходность отрасли сможет экспорт. Недавно открылся китайский рынок, и экспорт в Поднебесную даже 100 тысяч тонн говядины в год заметно поддержал бы российских производителей. Это же, кстати, касается и свинины: только в прошлом году Китай импортировал свинины в объёме 2 миллиона тонн. В этом году рекорд будет побит. Над российскими свиноводами и до нынешнего кризиса нависал дамоклов меч перепроизводства, поэтому выход на китайский рынок сегодня является нашей приоритетной задачей. Но пока Поднебесная не готова открыть свои ворота для нашей свинины из-за периодического обнаружения очагов африканской чумы свиней.

 

Овощи: «Вспомним огородные традиции»

 Ситуация, связанная с распространением коронавируса, здесь и сейчас не особо повлияла на поведение потребителя, – говорит Николай ПОТАПОВ, президент Союза сибирских овощеводов, генеральный директор ООО АТФ «Агрос», директор ЗАО СХП «Мичуринец». – У многих горожан в погребах и хранилищах есть существенные запасы овощей так называемого «борщевого набора». Нужно рассматривать развитие событий в перспективе. Уже сейчас наблюдается возврат к классической схеме дачной деятельности, и это не только представители старшего поколения. Кризис возвращает людей к традициям выращивания продуктов питания на собственных земельных участках. Режим самоизоляции очень сложно соблюдать в городских условиях, поэтому привлекательной становится жизнь в загородных домах и на дачах.

Если рассматривать ситуацию с точки зрения производства овощей в промышленных масштабах, то новосибирские тепличные комбинаты задействуют более 100 гектаров земли для производства огурца под стеклом и плёнкой. Форс-мажор, когда из-за пандемии полностью остановится работа тепличных хозяйств, маловероятен. Так что значительных сбоев с производством овощей не будет. Если длительное время останутся закрытыми границы, то могут возникнуть вопросы по замене поставок турецких помидоров и египетского картофеля, который обычно продают в апреле.

Российские производители гибкие, значит, смогут подстроиться под сложившуюся ситуацию. Предприниматели оптимизировали свою работу, поэтому уже запланированные объемы по производству овощей никто сокращать не будет. Выращивать больше без дополнительных гарантий вряд ли кто-то станет, так как на фоне девальвации рубля на 30-40% в год увеличиваются расходы на ГСМ, обслуживание техники, закупку удобрений. Если поступит госзаказ на расширение обрабатываемых площадей и государство гарантированно закупит полученную продукцию, то производители могут увеличить выдаваемый объём овощей на 25%.

Павел БЕРЕЗИН

 

 

Журнал ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ©

Все права защищены. Перепечатка или использование информации разрешаются только с письменного согласия главного редактора журнала ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Нарушение авторских прав будет преследоваться по закону

Яндекс.Метрика