«Цены, стой – раз, два!»
Май, 2025
Раз начав, трудно остановиться: машина «сдерживания цен», придавив пошлинами отечественное растениеводство, ожидаемо поехала дальше. На очереди молочники, производители кормовых добавок, хлебопёки и так далее – каждый может быть проверен насчёт «аномальной рентабельности».
Тринадцать ведущих отраслевых организаций АПК и торговли недавно направили обращение к премьеру МИШУСТИНУ, в котором предостерегают власти от излишнего административного вмешательства в агропродовольственный рынок. Письмо подписали руководители СОЮЗМОЛОКО, Национальной мясной ассоциации, Рыбного и Масложирового союзов, объединений хлебопёков, кондитеров, ритейлеров. Эксперты отмечают, что такое единодушие в оценке ситуации у участников рынка наблюдается, пожалуй, впервые.
Авторы документа обращают внимание на «рост административного давления и законопроектной активности, направленных на государственное регулирование цен на продовольственные товары». При этом игнорируется рост издержек производства и реализации продукции, не зависящий от производителей, поставщиков и розничных продавцов. Не учитываются также и довольно благоприятные тенденции роста потребления продуктов питания, порой до рекордных значений, и повышение качества питания.
Последствием такого давления, по мнению авторов обращения, становится «отсутствие определённости…, снижение инвестиций, риск потери финансовой устойчивости предприятий, снижение экономической привлекательности производства и продажи наиболее востребованной продукции». А в итоге – «стагнация развития сельского хозяйства и пищевой промышленности».
В обращении отмечается, что инфляционные процессы в России обусловлены преимущественно ростом издержек производства и обращения продукции. Авторы письма просят премьер-министра проводить, цитата, «всесторонний и объективный анализ подобных инициатив» на предмет влияния на себестоимость производства и рост издержек, на инвестиционный климат и перспективы развития производства и торговли.
*****
Активизация государства на аграрно-продовольственном «фронте» в общем не стала неожиданностью: продукты питания – одна из самых социально чувствительных сфер, залог политической стабильности. Поэтому на борьбу с продовольственной инфляцией мобилизованы все органы власти, прокуроры и депутатский корпус.
Не проходит, пожалуй, и месяца, чтобы в Госдуме не появился очередной законопроект о «сдерживании цен в магазинах» – постоянном ограничении торговых наценок на ключевые продукты питания. Продуктовая тема – это всегда и везде «политический фастфуд», способ быстро получить политические очки. Хочешь поднять рейтинги и напомнить о себе избирателям – заговори о ценах в магазинах и о том, как народ химией травят – эту нехитрую истину знает каждый опытный политик.
Правительство раз за разом отклоняет эти затеи, с аргументами в духе «это мы уже проходили, вспомните СССР». Пока что выбран другой путь – добровольно-принудительные «соглашения о неповышении цен», которые подписывают производители и торговцы с региональными властями. Такие соглашения действуют уже в 51 регионе с участием 142 производителей, 30 оптовиков и около 13 тысяч торговых точек. ФАС рапортует, что таким образом удалось в торговых сетях снизить наценки на базовые товары с 22 до 4,7 процентов. О том, насколько снизились цены на продукты в целом (и снизились ли), не сообщается.
Наряду с торговлей, «политика ответственного ценообразования» полным ходом применяется и к сельхозпроизводителям. Зерновая отрасль уже успешно «отрегулирована» до её нынешнего состояния, теперь пришла очередь молочного животноводства. После недавней эпопеи со сливочным маслом антимонопольное ведомство объявило о повсеместной проверке производителей сырого молока на предмет возможных картельных сговоров.
Как заявил 24 апреля глава ведомства Максим ШАСКОЛЬСКИЙ на встрече с премьер-министром Мишустиным, ФАС изучила финансово-экономические показатели самых крупных компаний и установила, что «в ряде случаев повышение отпускных цен производителей на сырое молоко и сливочное масло сопровождалось аномально высоким ростом рентабельности. Считаем это необоснованным». Конкретные цифры «аномально высокой рентабельности» Шаскольский не назвал.
Эта встреча премьер-министра с руководителем ФАС вообще довольно примечательна: там прозвучало много чего важного и интересного для понимания дальнейших действий государства в агропродовольственной сфере. Если резюмировать вкратце, контролирующая хватка не ослабнет. Впрочем, стенограмма этой встречи доступна, и выводы каждый может сделать сам – «умному достаточно».
Что касается молочного животноводства, то наряду с растениеводством это, без сомнения, самая немонополизированная отрасль АПК. Цифры говорят сами за себя: в 2023 году 30 крупнейших производителей России надоили 4,5 млн тонн – это 17% от всего произведённого товарного молока в стране. В Сибири этот процент побольше: верхняя тридцатка крупнейших хозяйств производит примерно 33% молока СФО. Даже в, казалось бы, в «концентрированной» по молоку Новосибирской области лидер – «ЭкоНива» – с начала нынешнего года произвела на обеих своих площадках (маслянинской и черепановской) 32% областного молока. Как известно, по закону доминирующей на рынке признаётся компания, доля которой на рынке составляет от 35 до 50 процентов и выше.
Самое интересное, что два года назад антимонопольщики уже проверяли молочную отрасль на предмет ценообразования, причём по всей цепочке «производитель-переработчик-торговая сеть», и сделали вполне очевидные выводы.
Вот прямая цитата из официального сообщения ФАС от 23 июля 2023 года: «В ходе предварительного анализа было выявлено, что у производителей молока отсутствует возможность воздействовать на стоимость сдаваемой ими продукции. С учетом того, что молоко является быстро портящимся продуктом, производителям необходимо оперативно осуществлять сбыт продукции по цене, которую устанавливают молкомбинаты. В этой ситуации покупатель (молочный комбинат) имеет более сильную рыночную сторону по отношению к продавцу (производитель молока). Низкая закупочная цена может привести к сокращению количества производителей сырого молока, в особенности КФХ и ЛПХ, что отразится на конкурентной среде…», – конец цитаты.
Остаётся лишь ждать итоги нового раунда проверок – скоро узнаем, научились ли за прошедшие два года наши животноводы «сговариваться в картели».
«Не только лишь все»
Основная претензия, которая постоянно звучит от экспертов и от самих аграриев по поводу героической борьбы с ценами, заключается в том, что из длинной, сложносоставной цепочки создания стоимости обычно выхватывается лишь одно звено – пшеница, яйцо, пачка масла, куриный окорочок – и внезапно нещадно «регулируется». Остальные звенья зачастую остаются в тени строгих проверок. В результате растущий диспаритет цен – главная беда отечественного АПК, разрушающая всю экономику сельхозпроизводства, – похоже, вообще не является предметом изучения для антимонопольщиков и прокуроров.
Пока что единственный продукт, где просвечена вся цепочка от начала до конца – это рыба. По словам главы ФАС, специальная проверка выявила между рыбаками и полками магазинов аж шесть различных посредников.
Объяснение такому спорадическому выборочному регулированию, скорее всего, простое: подорожавшее сливочное масло или буханка хлеба – это, как говорят в высоких кабинетах, «социально чувствительно». А то, что крестьянину за новый комбайн сегодня нужно отдать уже 2 тысячи тонн зерна, то что цены на зерно не обеспечивают даже элементарного уровня воспроизводства – это, видимо, «социально нечувствительно». И малоинтересно.
На фоне постоянных новостей об очередных «проверках рентабельности» – много ли мы слышим о таких проверках и «мерах воздействия» на поставщиков ресурсов для сельхозпроизводства: производителей удобрений, прочей химии и техники, транспортников, банковской сферы, экспортёров продукции АПК?
Да, аграриям из бюджета выделяется значительная господдержка, но она бесследно растворяется в растущих издержках, которые сельхозники несут, обслуживая действительно монополизированные сектора экономики.
В декабре прошлого года с трибуны Госдумы было публично заявлено о фактической монополизации экспорта зерна в России. Ситуацию анализировали сразу три думских комитета, и они констатировали, что львиная доля зернового экспорта контролируется несколькими компаниями, три из пяти глубоководных портов, переваливающих зерно, принадлежат одному владельцу, вагонный парк контролируется одним игроком почти наполовину, а исторический принцип распределения квот никакого отношения к конкуренции не имеет.
Прошло пять месяцев – но никаких сообщений о какой-либо реакции, комментариях от контролирующих органов на это выступление не появилось, по крайней мере, в публичном пространстве.
*****
Как говорили древние, «отчаянные времена требуют отчаянных мер». В воюющей стране, находящейся под жесточайшим внешним давлением, государство, без сомнения, имеет полное право если не отменять, то приостанавливать рыночные законы. Вопрос в том, как далеко готовы зайти власти в этом процессе, и готово ли государство к неизбежным негативным последствиям, которые при вмешательстве в тонкий механизм ценообразования наступают всегда?
На данный момент тенденции таковы, что аграриям, скорее всего, предстоит ощутить все подзабытые уже «прелести» ручного административного управления отраслью. Причём нужно учитывать ещё одну особенность текущего момента: пожалуй, ещё никогда за всю постсоветскую историю реальные интересы государства (сдерживание розничных цен) и реальные интересы агрария (доходность) не находились так далеко друг от друга.
Павел БЕРЕЗИН
«ВАМ СОЦИАЛЬНО ИЛИ ПРЕМИАЛЬНО?»
В Госдуме предложили изменить список социально значимых товаров.
Депутат Госдумы Сергей ЛИСОВСКИЙ обратился в Федеральную антимонопольную службу с просьбой убрать из списка социально значимых товаров продукты, которые с момента его составления в 2010 году перешли в разряд премиальных. Об этом парламентарий сообщил «Известиям».
По мнению Лисовского, это поможет ритейлерам сдерживать цены на действительно базовые продукты за счёт повышения цен на премиальные товары. Депутат напомнил, что в перечень социально значимой продукции входят 24 наименования, включая несколько видов мяса, молоко, хлеб, овощи и фрукты. По закону, власти могут регулировать цены на них в случае, если в конкретном регионе они будут дорожать на 10% и более в течение 60 дней.
Глава Национальной мясной ассоциации Сергей ЮШИН подтвердил, что перечень социально значимых товаров сейчас не актуален, поскольку в рамках одного наименования могут производиться самые разнообразные, зачастую премиальные продукты. Юшин привёл в пример спагетти, фермерское молоко, говядину и баранину на кости. «Сейчас в стране нет дефицита, потребление бьет рекорды, а при формировании списка отталкивались от понятий, более характерных для позднего СССР», – отметил он.
- > Главная
- > Политика в отношении обработки персональных данных
- > Редакционный совет журнала
- > Сельское хозяйство Сибири: земля и люди
- > Слово редактора
- > Лента новостей
- > КОРОНАВИРУС В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
- > Главные темы
- > Животноводство
- > Молоко
- > Свиноводство
- > Птицеводство
- > Растениеводство
- > Овощеводство
- > Ноу-Хау
- > Господдержка
- > Агромашины
- > Персоны
- > Вопрос о земле
- > Уроки истории
- > Архив публикаций
- > Наши контакты
- > О журнале
- > Реклама на сайте ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
- > Главные события отрасли
Журнал ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ©
Все права защищены. Перепечатка или использование информации разрешаются только с письменного согласия главного редактора журнала ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Нарушение авторских прав будет преследоваться по закону