ГОРЮЧАЯ ПОРА
Почему «топливные кризисы», большие и малые, повторяются в аграрной отрасли с (не)завидной регулярностью? И какие факторы на самом деле влияют сегодня на цены и доступность ГСМ для сельхозпроизводителя?

Власти (пока что устами губернаторов) признали серьёзные проблемы в российских регионах с обеспечением ГСМ: глава Крыма АКСЁНОВ объяснил жителям полуострова причину перебоев с бензином: «снижение объёмов производства на российских НПЗ». Вообще, первые сигналы о нехватке топлива появились летом в Приморье, к концу августа в очереди встал на заправках практически весь Юг России, сообщения о перебоях с бензином и стремительном его подорожании начали ежедневно поступать из других регионов.
Оптовые цены на топливо растут с начала августа, и к сентябрю биржевые котировки на АИ-92 превысили рекордные показатели пикового ценового кризиса 2023 года, достигнув 77 тысяч рублей за тонну, Правительство в ответ объявило о продлении полного запрета экспорта бензина (для всех) и дизтоплива (для непроизводителей) до конца текущего года.
Отчиталась о принимаемых мерах компания «Газпром нефть»: в частности, перенесено начало планового ремонта на Омском НПЗ в рамках мер, направленных на стабилизацию ситуации на топливном рынке. Также «Газпром нефть» «максимизирует» поставки моторных топлив на рынок РФ: в сентябре отгрузки выросли на 14% к предыдущему году. «Кроме того, для сдерживания роста оптовых цен «Газпром нефть» увеличила биржевую реализацию бензинов с 15% до 17% от объёмов производства», – заявил гендиректор «Газпром нефть» Александр ДЮКОВ.
«Ищут пожарные, ищет милиция…»
Тем временем проблемы топливного рынка – как всегда, очень «вовремя», под занавес уборки – почувствовали на себе и аграрии. По информации АККОР, сигналы о дефиците и значительном росте цен на дизтопливо в середине – конце сентября начали поступать от фермеров Челябинской, Курганской, Белгородской, Пензенской, Курской и других областей.
В Новосибирской области в местном фермерском чате появились тревожные сообщения о том, что вместо горючки аграриям внезапно предложили встать в «электронную очередь» на отгрузку уже оплаченного топлива, также фермеры демонстрировали «конские» прайсы, на волне ажиотажа присылаемые некоторыми шустрыми поставщиками горючего – 90–95 тысяч рублей за тонну.
И новосибирцы сработали с упреждением: 25 сентября появилось обращение областной фермерской ассоциации АККОН к губернатору Андрею ТРАВНИКОВУ с настоятельной просьбой вмешаться, иначе успешное завершение уборки окажется под вопросом.
«Фермеры, добросовестно заключившие и оплатившие договоры на поставку топлива, сталкиваются с тем, что поставщики отгружают ГСМ лишь частично. Свои обязательства они не выполняют в полном объёме, ссылаясь на отсутствие необходимых запасов и предлагая аграриям встать в электронную очередь», – говорится в обращении.
По словам представителей фермерского актива, на фоне этого искусственно созданного дефицита активизировались посредники, которые предлагают дизтопливо без очереди, но по ценам на 20% и более выше – 90–95 тысяч рублей. «Фермеры оказываются в безвыходном положении: либо остановить технику в полях и потерять урожай, либо соглашаться на грабительские условия, неся огромные финансовые убытки и ставя под сомнение рентабельность всего сезона. Эта ситуация не только подрывает экономику фермерских хозяйств, но и дискредитирует усилия аграриев, которые честно трудятся на земле», – отмечают в АККОН.
Промедление с уборкой «грозит невосполнимыми потерями для сотен хозяйств и ставит под удар продовольственную безопасность всей области», – говорится в документе. АККОН попросил главу области принять «незамедлительные меры для организации бесперебойного снабжения сельхозпроизводителей топливом в объёме, необходимом для полного завершения сезонных полевых работ», а также «провести мониторинг ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов для пресечения произвола посредников».
Реакция властей последовала уже на следующий день: 26-го в областном Правительстве состоялось экстренное совещание с участием вице-губернатора Олега КЛЕМЕШОВА, а также представителей регионального Минсельхоза и Минпромторга. Чиновники получили списки аграриев, заявивших о проблемах с топливом, для «точечной работы», и активно включились в поиски дополнительных объёмов ГСМ на сибирских заводах-производителях дизтоплива. В общем, всё как всегда. Яркий пример остроты проблемы: в фермерском чате появилось объявление о том, что из Ачинска в Новосибирск только что вышел бензовоз с 32 тоннами дизтоплива, а уже через час, прямо в дороге, это горючее было куплено.
«Без посредников» – и без топлива?
Раздражение у аграриев, да и у самих трейдеров, вызывает ещё и тот факт, что это дежавю – «товар есть, но сейчас его нет, но скоро будет, скоро, ждите» – происходит уже не первый год:
Рассказывает Дмитрий ГЛАЗКОВ, коммерческий директор компании «Магда Т», крупного поставщика ГСМ для новосибирских хозяйств:
– Многие оптовики, реализующие ГСМ сельхозпредприятиям, с августа практически не получают от заводов-производителей топлива оплаченный товар. К примеру, только у нашей компании на заводе-производителе находится предоплаченное дизтопливо на 20 миллионов рублей, которое мы не можем получить – его нам просто не отпускают.
А ещё есть приобретённое топливо на бирже, где оно покупается оптовиками для поставки вагонами на нефтебазы в Новосибирске, Барнауле, Кемерове, – говорит Глазков. – По биржевому контракту это топливо должно быть отгружено не позднее, чем на 25-й день. Однако, к примеру, один из производителей в одностороннем порядке разослал трейдерам сообщения, что сроки поставки составят теперь не 25, а 45 дней. То есть приобретённое дизтопливо мы в лучшем случае получим только в самом конце сентября – первой декаде октября. Когда уборочная фактически уже завершится.
– И такая история повторяется у нас в области уже третий год подряд, – продолжает Дмитрий Глазков. – Причиной такого поведения производителей ГСМ, думаю, является то, что они хотят убедить аграриев заключать с ними прямые договоры на поставку горючего, завязав на себя как можно больше сельхозпроизводителей.
По словам нашего собеседника, каждый год на совещаниях, конференциях и презентациях нефтяные компании призывают аграриев заранее заключать с ними договоры на поставку топлива, заблаговременно подавать заявки, «определять потребности» и т.д. Но когда доходит до дела, аграрий зачастую не может вовремя получить своё предоплаченное в июле и в августе горючее, и происходит это в самую пиковую пору полевых работ, мол, ждите, как только, так сразу, небольшая заминка. Из-за этого на рынке и в аграрном сообществе возникает нервозность, «экстренные совещания», «поиск объёмов», ажиотажный спрос, – и, как следствие, локальные ценовые ралли.
– А ещё важным моментом для агрария является отсрочка оплаты, особенно в момент уборки: у хозяйства зачастую просто нет средств для оплаты товара, ему ещё нужно реализовать зерно, чтобы средства появились, – отмечает коммерческий директор «Магда Т». – Дилеры такую отсрочку хозяйству дают, а сами нефтяные компании – нет.
– Убеждён, что ситуация ажиотажа и локальных дефицитов на топливном рынке каждый год создаётся во многом искусственно, – резюмирует Дмитрий Глазков. – Да, есть фактор «внеплановой остановки» ряда НПЗ в Европейской части России по всем известным причинам: какие-то объёмы производимого в Сибири бензина и дизтоплива сейчас перенаправляются туда. Однако это точно не является основной причиной очередного топливного ажиотажа. На основе трёхлетнего опыта можно смело предположить: закончится уборочная кампания – и всё успокоится, вернётся на круги своя. Начнут вовремя приходить вагоны, отгрузки товара оптовикам с заводов-производителей начнутся по прежнему графику, и, соответственно, цена на дизтопливо постепенно пойдёт вниз.
В любом случае на территории Сибири достаточно производителей ГСМ, которые даже при самых негативных сценариях смогут в достаточной мере обеспечить потребности сибирской аграрной отрасли во время полевых работ.
В свою очередь коммерческий директор компании «Нафтатека» Антон ВИБЕ указывает и на другие факторы, способствовавшие нынешнему ажиотажу:
– Прежде всего, напомню, что из-за финансовых причин три месяца не работал Коченёвский НПЗ («ВПК Ойл»). Это предприятие производило в месяц порядка 25 тысяч тонн дизельного топлива, значительная часть которого реализовывалась аграриям НСО и соседних регионов. Итого за три месяца минус 75 тысяч тонн – это очень большой объём, которого сейчас на рынке нет. Так что слово «дефицит», думаю, тут вполне уместно.
– Кроме того, мы с вами можем сетовать на нефтяные компании и их сбытовую политику, их поведение на рынке сколько угодно, но вопросы планирования закупа и отгрузки топлива как со стороны трейдера, так и со стороны агрария никто не отменял. Посмотрите, ещё в начале августа топлива на местном рынке было в избытке, но прямо скажем, не все сельхозпроизводители в тот момент запасались горючим в должной мере в преддверии уборочной.
– А дальше пошла развиваться, увы, привычная ситуация, – продолжает Антон Вибе, – При единовременном массовом обращении аграриев за топливом многие трейдеры просто физически не могут обработать все заявки и отгрузить горючее за один день – у них для этого нет сервисных мощностей (бензовозов, хранилищ и так далее). Могу говорить только за себя и нашу компанию: мы с начала лета проводили мониторинг объёмов топлива, необходимых нашим клиентам-аграриям в уборочную, закупали горючее в июне-июле, чтобы избежать разрыва в поставках. А затем, предполагая очередной осенний ажиотаж, буквально уговаривали наших клиентов: берите, ребята, берите сейчас, иначе в момент массового спроса возможны задержки поставок!
По словам нашего собеседника, искать «виноватых» в топливном кризисе – занятие бессмысленное: каждый участник цепочки действует, исходя из своих возможностей, интересов и экономических реалий.
– Но одну очевидную истину наши сельхозпроизводители должны уяснить чётко: работать «с колёс» в нынешней ситуации очень рискованно, – заключает эксперт. – Поэтому нужно постоянное взаимодействие со своим трейдером и упреждение возможных кризисов – таковы реалии, в которых мы живём и работаем.
«Озаботиться и позаботиться»
Сами же аграрии говорят, что пора уже искать и находить новые эффективные инструменты резервирования необходимых объёмов ГСМ.
– Сельхозпроизводитель при планировании закупа ресурсов очевидно исходит из двух факторов: возможностей хранения и финансов, – говорит фермер из Ордынского района НСО Владимир ВАСИЛЕНКО. – Обустраивать у себя в хозяйстве целую «нефтебазу» у многих аграриев, особенно малых и средних, просто нет физической возможности. Вот, например, нашему КФХ необходимо на уборочную порядка восьми бензовозов топлива, а единовременно хранить мы можем на базе нашего предприятия только два. Поэтому фермеры обычно закупают столько, сколько у них есть мощностей хранения, а затем, во время посевной и уборки, работают «с колёс», приобретая по мере надобности дополнительные объёмы топлива. Конечно, тут многое зависит от добросовестности конкретного поставщика и взаимоотношений между ним и хозяйством – может ли трейдер зарезервировать конкретно тебе нужные объёмы горючего.
Кроме того, ГСМ закупается исходя из финансовой ситуации в каждом хозяйстве. А она в нынешних экономических условиях у аграриев сложная, мягко говоря. Многое завязано на кредитование: когда получаешь кредит в конце апреля или в августе (причём ещё неизвестно, получишь ты его или нет), трудно полноценно планировать весь процесс приобретения не только топлива, но и других производственных ресурсов на сезон.
– Впрочем, действительно хорошим инструментом, который позволил бы избежать повторяющихся каждый год проблем с горючкой в самое неподходящее время полевых работ, было бы хранение заранее приобретённого на бирже ГСМ на базе у оптовика, – продолжает Владимир Витальевич. – Это удобно: закупая сразу большой объём, ты подстраховываешься от таких вот ежегодных осенних «эксцессов», и, что особенно важно, можешь в моменте на бирже «поймать» низкую цену. Один из наших партнёров – поставщиков топлива – сказал, что такая техническая возможность у него вроде бы есть. Пожалуй, в следующем сезоне стоит попробовать именно такую практику закупа и хранения топлива для нашего КФХ.
*****
«Виноватых нет, нужно усиливать координацию» – такой вывод делается каждый год по итогам очередного топливного коллапса, ценовой гонки и «поиска объёмов». Виноватых нет, есть только пострадавшие – это аграрии, которые вынуждены снова и снова тратить драгоценные нервы и большие деньги на поиск и закупку горючего. И раздражение сельчан вызывает именно повторяемость этой истории. Поэтому в поиске решений по нивелированию топливной проблемы всем участникам цепочки (в том числе и управленцам) нужно всегда исходить исключительно из интересов агрария. Он – главный, всегда. Фермер, наверное, не должен слушать в свой адрес привычное: «Что ж ты не озаботился-то?...», а должен услышать: «Работай спокойно, решим вопрос». Вот это, пожалуй, будет настоящим «усилением координации».
Павел БЕРЕЗИН
Президент Независимого топливного союза Павел БАЖЕНОВ констатирует отсутствие в масштабах России реальных предпосылок нехватки дизтоплива для уборочной. В комментарии для Российского аграрного агентства он, в частности, отметил:
– Что касается дизтоплива, то здесь ситуация выглядит более благоприятной, чем с бензином. Производство значительно превышает внутренние потребности, что создаёт большой профицит. Проблемы могут возникнуть только в случае каких-то форс-мажорных обстоятельств, либо регуляторных изменений. Мы помним, как в 2023 году цены на дизтопливо резко выросли, в частности, из-за планов отменить демпфер. Это привело к разбалансировке рынка и резкому скачку цен. Однако сейчас в целом ситуация стабильна.
По словам Баженова, при этом есть и традиционно уязвимые регионы, такие как Дальний Восток, где дефицит производственной инфраструктуры и дорогая логистика создают сложности. Перенаправление экспортных потоков по всем понятным причинам также создало дополнительную нагрузку на инфраструктуру, но в целом всё работает стабильно, – уверяет эксперт.
Тем временем
Ассоциация «Народный фермер» направила официальное обращение в Правительство РФ с просьбой принять меры по стабилизации цен на дизельное топливо.
«По данным нашего мониторинга, за последние несколько недель оптовые цены выросли на 35%. В ряде регионов стоимость солярки приближается к 100 рублям за килограмм, а в некоторых случаях топливо отсутствует даже при таких условиях», – говорится в сообщении ассоциации.
Ситуация может привести к срыву уборочной кампании, остановке сева озимых и приостановке осенне-полевых работ. Ассоциация подчёркивает, что без оперативного вмешательства возникнут сложности не только с завершением текущего сезона, но и с подготовкой к следующему.
- > Главная
- > Политика в отношении обработки персональных данных
- > Редакционный совет журнала
- > Сельское хозяйство Сибири: земля и люди
- > Слово редактора
- > Лента новостей
- > КОРОНАВИРУС В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
- > Главные темы
- > Животноводство
- > Молоко
- > Свиноводство
- > Птицеводство
- > Растениеводство
- > Овощеводство
- > Ноу-Хау
- > Господдержка
- > Агромашины
- > Персоны
- > Вопрос о земле
- > Уроки истории
- > Архив публикаций
- > Наши контакты
- > О журнале
- > Реклама на сайте ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
- > Главные события отрасли
![]()
Журнал ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ©
Все права защищены. Перепечатка или использование информации разрешаются только с письменного согласия главного редактора журнала ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Нарушение авторских прав будет преследоваться по закону













