Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ

СУДЬБА СИБИРСКОГО ЛЬНА

Наши контакты:

 

г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104, офис 230. Тел.: (383) 335-61-41 (факс)

 

+7 913-900-05-75 (директор)

 

+7 913-941-72-79 (главный редактор Павел Березин).

 

Реклама:

 

+7 913-013-27-52 (Светлана)

 

+7 913-201-41-50 (Наталья)

 

+7 913-201-43-75 (Наталия)

 

 E-mail: predsedatel@ngs.ru; predsedatel.agro@ya.ru

 

По вопросам подписки и рассылки обращаться по телефону:

  +7 913-013-27-52 (Светлана)

и по электронной почте: 

predsedatel.agro@ya.ru

 

   МОЛОКО  «УКРУПНИЛОСЬ»                ОМСК: КОНКУРС ПОБЕДИТЕЛЕЙ           СЕРГЕЙ ЮШИН – ОБ ЭКСПОРТЕ  

«День сурка»: план по навалу


    Власти Новосибирской области делают очередную попытку повысить результативность господдержки, ужесточая требования к аграриям и районным чиновникам. Чем закончится эта кампания – прорывом в аграрной отрасли и стахановским трудом сельчан на полях и фермах или новой вакханалией приписок?

   На итоговом годовом собрании аграрного актива НСО, состоявшемся 28 декабря 2016 года в областном правительстве, было особенно много примет и знаков из советской эпохи. Это и «бурные продолжительные аплодисменты», и цитирование классиков марксизма-ленинизма, и призывы к «усилению работы», «повышению и улучшению» всего и вся, и суровые намёки на «оргвыводы» в отношении «отдельных товарищей». Более современных способов мотивировать сельхозпроизводителей брать новые высоты в технологиях и объёмах производства у властей, похоже, просто нет.

*****

   Весь прошедший год федеральный Минсельхоз спускал вниз, в регионы, вполне определённые «сигналы»: и новая Ткачёвская команда министерства, и руководство страны крайне недовольны стагнацией аграрного сектора, наблюдаемой в абсолютном большинстве субъектов федерации. Регионы в массовом порядке не выполнили свои обязательства перед федералами по показателям сельхозпроизводства, прописанным в соглашениях о господдержке между Минсельхозом РФ и региональными органами управления АПК. Сказался общий спад экономики, снижение инвестиционной поддержки отрасли, а также санкции, вызвавшие рост расходов на производство.

   Новосибирская область тут не исключение: согласно цифрам, озвученным в докладе зампредседателя областного правительства министра сельского хозяйства НСО Василия ПРОНЬКИНА, фактически исполнение обязательств перед Москвой составляет по зерну 79,3%, по молоку – 81,4%, по мясу – 94,2%. То есть при бурном развитии «скороспелых» отраслей – птицеводства и свиноводства – наша область не достигла нужных показателей даже по производству мяса.

   Между тем, по мнению столичных чиновников, бюджетных денег, ежегодно выделяемых из федеральной казны, вполне достаточно для того, чтобы и производимой сельхозпродукции, и успешных современных хозяйств в регионах страны стало гораздо больше, чем есть сейчас.

   По 999-му Постановлению правительства РФ регионы, не выполнившие свои обязательства по показателям производства продукции сельского хозяйства, подвергаются штрафным санкциям: федеральные деньги господдержки забираются обратно в бюджет. В прошлом году эти штрафы составляли относительно небольшие суммы (к примеру, НСО вернула в казну 79,5 миллионов рублей, Алтайский край – 57 миллионов), но сейчас так легко отделаться уже не удастся.

   В общем, Москва сказала: «Так дальше жить нельзя» и велела «активизировать работу на местах».

 

Кто не с нами...

   Перечень претензий властей к новосибирским аграриям, озвученный Василием Пронькиным, не содержал ничего особо нового: глава областного минсельхоза публично говорит об этом вот уже три года, с момента своего появления в правительстве.

   Во-первых, по словам министра, многие сельхозпроизводители путают государственную поддержку с государственным содержанием, комфортно устроившись на бюджетной «игле» и не заботясь о модернизации производства. «Большинство руководителей хозяйств деньги ищут в бюджете, а не в поле и на ферме!» – отметил министр. Во-вторых, многие производят то, что нравится лично им, но не нужно рынку, то есть населению области и страны. В-третьих, большая часть аграриев области, кивая на трудности (обычно незначительные), окончательно ушла от нормальных технологий, рационов, севооборотов; платят позорную грошовую зарплату работникам, освобождаются от ключевых специалистов: «как-нибудь само вырастет».

   При этом за последние пять лет сельское хозяйство Новосибирской области получило более 18 млрд руб. господдержки из федерального и областного бюджетов. Кроме того, областные власти нашли возможность ликвидировать дамоклов меч, висевший над сельским хозяйством региона несколько лет – миллиардный долг перед аграриями по субсидиям за технику (эти слова министра вызвали бурные аплодисменты зала). Также Пронькин сообщил, что будет субсидироваться покупка сельхозтехники, произведённой новосибирскими предприятиями, и покупка современного оборудования для животноводства.

   Отпустил Василий Пронькин и привычную уже шпильку в адрес Кыштовского и Северного районов, которые в 2016 году произвели соответственно 1250 и 732 тонны молока, при этом получив за два года по направлению «молочное животноводство» более 54 млн руб. господдержки. Ну а средняя продуктивность молочных коров в Убинском районе – 1837 кг – уже не может проходить даже по разряду курьёзов.

   Отдача со стороны сельчан от всех этих бюджетных миллиардов чиновников, мягко говоря, не устраивает, и с 2017 года требования к получателям господдержки будут ужесточены. Пронькин напомнил, что с наступившего года регионы получают бОльшую свободу в распределении бюджетных денег аграриям, и эту свободу областная власть намерена использовать на полную катушку. Каждое хозяйство, заключившее соглашение с районной администрацией, должно будет выполнить все обязательства по объёмам производства сельхозпродукции, продуктивности скота, внесению удобрений и т.д. – либо вернуть полученные деньги обратно в бюджет. Сельские районы, не достигшие прописанных в соглашении с областным Минсельхозом показателей (эти соглашения были заключены ещё в 2013 году, при прежнем министре Г. ИВАЩЕНКО), также будут больно биты по бюджетному карману. Например, районам будут спускаться чёткие задания по внесению органических удобрений в почву (этого добра в области ежегодно производится 3,5 миллиона тонн).

   Конкретный регламент возврата средств и прочих финансовых санкций властями пока ещё не разработан, но он обязательно будет, обещают областные чиновники.

   Важным моментом министр считает наличие в каждой районной администрации должности заместителя главы района по сельскому хозяйству, с соответствующими полномочиями и возможностями. «Многие главы районов не вводят такую должностную единицу, сетуя на отсутствие денег в бюджете, забывая о том, что АПК – это отрасль, которая бюджет и формирует!» – указал министр.

   «Мы понимаем всю сложность решения всех этих задач. Нам с вами надо не только настроиться, но и повести за собой сельчан Новосибирской области!» – провозгласил в финале своего доклада Пронькин.

 

«Социалистические обязательства» сверху

   Самобичевание власти продолжил первый зам. председателя областного правительства Владимир ЗНАТКОВ, отвечающий в правительстве НСО за экономику:

   – Простите коллеги, у меня ощущение, что у нас какой-то день сурка: ровно год назад все мы так же сидели тут и говорили о том же самом. О том, что господдержка не работает, что нужно увязать господдержку с результатами работы хозяйств, что мы не ставим амбициозных задач по наращиванию производства сельхозпродукции. В сельском хозяйстве мы практически не приросли. В течение января нужно сделать «дорожную карту» по увязке господдержки и результатов работы хозяйств. Мы все с вами должны кардинально пересмотреть свои подходы не только к господдержке, но и к организации всей жизни на селе.

   Знатков также упрекнул в бездеятельности некоторых глав районов и сельсоветов в отношении земельной проблемы. По его словам, в самом проблемном в этом отношении районе области – Ордынском – за прошедший год никто из местных чиновников не шевельнулся насчёт формирования и оформления участков. Кроме того, как отметил Знатков, выяснилось, на годами неиспользуемую нерадивыми собственниками землю установлена минимальная налоговая ставка – 0,3%. То есть выходит, что местная власть вообще не заинтересована в получении каких-либо земельных доходов.

   Впрочем, единственным из районных чиновников, кому на собрании дали слово, оказался Анатолий ПАХОМОВ, начальник тогучинского районного сельхозуправления. Его выступление было довольно откровенным, и, видимо, отражающим позицию большинства местных руководителей.

   Прежде всего, Пахомов усомнился в обоснованности производственных «показателей», спускаемых областью для районных аграриев. Эти «социалистические обязательства» не были основаны на производственных программах и возможностях тогучинских хозяйств: их просто «спустили» сверху.

   – Тем не менее мы подписали данные соглашения с областью. Считаю, что нужно совершенствовать подходы: например, хозяйству выделяются средства господдержки на многолетние травы – при отсутствии в хозяйстве животноводства! По Тогучинскому району не используется 50% субсидируемых многолетних трав. Кроме того, нужна полная легализация объёмов производства, доходов, занятости и зарплаты в мелкотоварных хозяйствах. Нужно проанализировать производство в ЛПХ по части учёта скота и его продуктивности. И тогда достижения целевых показателей не покажутся нам неисполнимыми.

   Пахомов привёл некоторые весьма любопытные цифры, которые «неаграрные» областные чиновники слушали с откровенным удивлением. Отчётная выручка с гектара у тогучинских сельхозпредприятий в прошедшем году составила 12 тыс. руб., у КФХ – 7300 руб. Налогов платится с одного гектара сельхозпредприятиями 1175 руб., фермерами – 155 руб. При этом размер господдержки у фермеров и сельхозпредприятий – так называемых коллективных хозяйств – практически одинаков: из расчёта на один гектар она составила 1053 руб. и 1114 руб. соответственно. Налоговая отдача КФХ в 10 раз меньше, чем у так называемых коллективных хозяйств.

   Прислушиваться к науке в очередной раз дежурно призывал сельчан Николай КАШЕВАРОВ, руководитель Сибирского федерального центра агробиотехнологий (бывшего СО РАСХН). Впрочем, собравшиеся в зале не очень прислушивались даже к его докладу – Василию Пронькину даже пришлось призвать зал к тишине и уважению к выступающему. Свой доклад учёный торжественно завершил цитатой из Фридриха ЭНГЕЛЬСА: «Урожайность земли может быть бесконечно повышена приложением капитала, труда и науки», что заставило аграриев старшего поколения ностальгически улыбнуться, а молодёжь удивлённо переглядываться: «Что это было?»

   Пафос этого выступления тут же снял спикер областного Заксобрания Андрей ШИМКИВ, заметив:

   – Николай Иванович, вы опять призываете к науке прислушаться, но у вас же ни одного живого ОПХ уже не осталось в области! Землю обанкроченного ФГУП «Кремлёвское» Россельхозакадемии – 16 тысяч гектаров – буквально вчера выкупил Кудряшовский свинокомплекс.

 

Не поддерживать «живых мертвецов»

   Куда более примирительным тоном подвёл итоги совещания губернатор Владимир ГОРОДЕЦКИЙ. Прежде всего, глава области намекнул сидящим вокруг заместителям, что обещания суровых бюджетных кар «за невыполнение социалистических обязательств» – вообще-то не самое удачное и эффективное поведение в условиях рыночной экономики в начале XXI века:

   – Да, административным ресурсом можно свернуть в бараний рог тех, кто не хочет работать эффективно. Это мы можем. Но сегодня сельхозпредприятия возглавляют собственники, предприниматели – и правильно ли будет заставлять их, строить в одну упряжку? Или всё-таки убедить их нормально работать на земле мерами экономического стимулирования? Думаю, второе.

   По словам губернатора, прежде всего, областной власти нужно научиться честно и грамотно оценивать возможности бюджета, чтобы не раздавать невыполнимых обещаний и не брать невыполнимые обязательства. Городецкий вспомнил не только ситуацию с сельхозтехникой, но и губернаторскую программу поддержки строительства домов на селе: многие сельчане влезли в ипотеку, рассчитывая на «губернаторскую» половину взноса, а денег в бюджете не оказалось.

   – Два года рассказываем людям, как у нас денег нет. Да, сейчас эту задолженность закрыли. Но правильно ли, что мы не по возможностям даём людям надежду?

   Кроме того, Городецкий признал, что достоверность районной отчётности по ситуации в сельском хозяйстве – одно из самых «узких мест» в нашем АПК:

   – Мы построили систему благополучия отчётности и по заготовке кормов, и по закладке семян, но когда приходит посевная, снова и снова «выползает» 30-40 хозяйств, которые нужно «вытягивать» по семенам! В Таскаево подыхал скот от бескормицы, и где эти бодрые отчёты, которые предоставляли районные власти? Куда исчезли корма, если они «были»? Что, так трудно построить нормальную отчётность с выездом в хозяйство? Хозяйств-то немного в районах. Что это, уровень работы нашей с вами? Где не срабатывает? В низшем звене!

   Глава области также потребовал от глав районов усилить работу по земельному вопросу. В пригородных районах, вошедших в Новосибирскую агломерацию, проведена полная инвентаризация земельных угодий – как сельскохозяйственных, так и лесных. Что делать дальше? Помогать все достойным хозяйствам оформлять эту землю:

   – За год мы с вами ничего не сделали! От вас, районных глав, должна идти инициатива! Нормальные хозяйства в очередь стоят за нормальной землёй, но не могут её получить! А от вас – тишь да гладь! Разве так можно прирасти в поиске чего-то нового?

   Вместе с тем, говоря об ужесточении требований по господдержке, губернатор дал понять, что он в принципе согласен с позицией Пронькина: поддерживать из казны многочисленных «живых мертвецов», собирающих пять центнеров с гектара, доящих две тонны на корову, но исправно каждый год меняющих лэндкрузеры на рейнджроверы – бессмысленно и более невозможно. Городецкий дал задание областному Минсельхозу за январь-февраль «набросать» чёткий документ о взаимоотношениях с хозяйствами и о процедуре возврата бюджетных денег за невыполнение обязательств. А за ближайшие полгода, по выражению губернатора, нужно «выйти на полное понимание документа». Только так можно обеспечить настоящий прирост областного АПК.

   Напоследок губернатор с удовольствием вспомнил одну свою поездку в район. Это было не какое-то передовое суперхозяйство, а Доволенский лесхоз:

   – Отличное стало предприятие. Просто пришёл туда хозяин, нормальный руководитель. Душа радуется: хорошее производство, молодые трезвые парни – не маргиналы. Пилят дрова, делают штакетник, черенки, валики, кухонную утварь, – и по копейке очень неплохо зарабатывают. Просто болеет хозяин за людей. Но это хозяин. А есть и «нехозяева». И таких «нехозяев» у нас в селе тьма. И это наша трагедия. И как их вывести из чувства безответственности – надо думать. Надо искать подходы к «воспитанию» таких аграриев. А мы пока всерьёз считаем, что человек как раб за шесть тысяч пойдёт на дойку и будет там эффективно работать. Мы кем себя считаем?!

*****

   Итак, официально объявлен новый этап борьбы с «тупиковой ветвью крестьянства», как иногда именует её министр сельского хозяйства НСО Василий Пронькин. То есть – с неэффективными аграриями, неспособными на качественную современную работу на земле и на ферме, не уважающими собственных работников, не готовыми меняться, но искренне считающими, что господдержка им «положена», потому как они «кормильцы земли русской». В принципе, власть логично пытается пойти самым доступным ей путём: полностью отрезать эту прослойку «нехозяев» от бюджетного финансирования, невзирая на политические и социальные последствия – всё равно это пришлось бы когда-то делать, вне зависимости от указаний Москвы.

   Однако если брать основную массу аграриев – средние крепкие хозяйства, не говоря уже о передовиках – заставит ли их угроза неполучения господдержки «увеличивать обороты» и, надрывая жилы, выполнять спущенные сверху «соцобязательства»? Скорее всего, нет. Потому что они не видят никаких реальных РЫНОЧНЫХ мотивов это делать. Вообще, мотивировать предпринимателя (не только сельского) наращивать производство, внедрять новые технологии, новые стандарты качества продукции может только рынок. И ничто другое. Государственные субсидии никогда не являлись и не являются мотиватором бизнес-деятельности – они лишь исправляют перекосы и вывихи экономического организма: диспаритет цен, низкую рентабельность отрасли, природные и логистические особенности территории и т.д.

   И вот тут возникает самый неприятный вопрос к власти: а что ещё, кроме субсидий, она может предложить сельчанам взамен, громогласно требуя от них «увеличить», «улучшить», «нарастить» и «прирасти»? Головомойку в чиновных кабинетах?

   Ради чего рядовому крестьянину затевать весьма трудный и болезненный процесс перестройки всего хозяйственного организма, если на территории отсутствуют базовые элементы современной рыночной инфраструктуры: переработка, удобные транспортные сети, централизованные сбытовые организации, экспортные «ворота», лаборатории качества, рынок племенного скота?

   Разумеется, «нет требований – нет прогресса» – это один из основных законов экономики. Но все требования должны быть обоснованы и логичны. А вот с этим как раз проблемы. Даже на прошедшем совещании многие районные чиновники открыто сомневались в обоснованности и реальности показателей, которые должны достичь аграрии в 2017 году (см. таблицу ниже). В 2016-м, относительно благополучном для растениеводства году, даже многие «сильные» районы не достигли прописанных в соглашениях обязательств по производству зерна. 12 районов области снизили производство молока по сравнению с 2015 годом. А как будут выполняться соглашения в случае, например, природных катаклизмов? Этот вопрос нужно проработать чётко, иначе в районах будет открытое недовольство либо масштабное «улучшение цифр». Естественно, что и у самих сельхозпроизводителей ради получения заветной субсидии возникнет соблазн «улучшить» на бумаге параметры своей производственной деятельности, это уж как водится.

   На самом деле всё сейчас будет зависеть от того, что в действительности нужно власти от аграриев: реальное молоко, мясо, овощи, зерно и мука – или бумажные «показатели». Это и будет момент истины и основной показатель качества работы региональной власти. Как говорил легендарный генеральный прокурор СССР Роман РУДЕНКО: «Главное – в процессе расследования не выйти на самих себя».

Павел БЕРЕЗИН

 

ТАБЛИЦА

Показатели производства зерна, которые должны достичь районы НСО в 2017 году в соответствии с подписанными соглашениями о реализации ВЦП «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции в НСО на 2015 – 2020 годы» (тыс. т)

Район

Целевые показатели в 2017 году

Результаты 2016 года

Баганский

81,3

87,3

Барабинский

42,4

35,6

Болотнинский

52,6

36,5

Венгеровский

76,2

73,7

Доволенский

117

83,5

Здвинский

59,6

60,2

Искитимский

116,9

105,6

Карасукский

73,5

68,5

Каргатский

45,9

46,9

Колыванский

100,7

67,5

Коченёвский

158,2

133,8

Кочковский

201,5

156,8

Краснозёрский

333,8

262,5

Куйбышевский

44,3

39

Купинский

124,2

170

Кыштовский

6,7

7,4

Маслянинский

39,3

48

Новосибирский

87,7

67,2

Ордынский

195,1

171,6

Мошковский

7,4

13,8

Северный

7,4

4,5

Сузунский

91,6

101,9

Татарский

116

140

Тогучинский

193,1

141,6

Убинский

29,8

30,3

Усть-Таркский

78,5

83,1

Чановский

43,8

49,1

Черепановский

118,9

128,8

Чистоозёрный

86,1

87,6

Чулымский

79,5

62,2



 

 

Журнал ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ©

Все права защищены. Перепечатка или использование информации разрешаются только с письменного согласия главного редактора журнала ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Нарушение авторских прав будет преследоваться по закону

Яндекс.Метрика