Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ

Наши контакты: 

г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104, офис 230. Тел.: (383) 335-61-41 (факс) 

+7 913-900-05-75 (директор) 

+7 913-941-72-79 (главный редактор Павел Березин).

 

Реклама: 

+7 913-900-05-75 (Светлана) 

+7 913-201-41-50 (Наталья)  

 E-mail: predsedatel.agro@ya.ru

predsedatel.apk@ya.ru

 

По вопросам подписки и рассылки обращаться по телефону:

  +7 913-013-27-52 (Светлана)

и по электронной почте: 

predsedatel.agro@ya.ru

 

НОВОСТИ ОТРАСЛИ

ВЫСТАВКИ И МЕРОПРИЯТИЯ

ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ  НОМЕР

«Окорочка «притормозить», говядину не поддерживать, иностранцам – зелёный свет!»

Такую стратегию рекомендуют Правительству «придворные» агроаналитики. В конце мая опубликован весьма любопытный доклад Аналитического центра при Правительстве РФ «Продовольственное эмбарго: итоги 2015 года».

   В этом документе, кроме анализа положения дел на аграрном и продуктовом рынке, содержатся конкретные рекомендации властям по поводу стратегических решений, касаемых сельского хозяйства. Вот некоторые выдержки из доклада. Оставляем их без комментариев со стороны редакции.

Россияне стали меньше и хуже питаться, но огороды нас спасут

   «В 2015 году наблюдалось резкое падение доходов населения: реальные располагаемые доходы и средняя зарплата в реальном выражении сократились на 4% и 9,5% соответственно. Это привело не только к значительному сокращению потребления, но и к изменению его структуры.

   Уже с 2014 года доля затрат на продукты питания в потребительской корзине возобновила рост и достигла 38%. Это намного превышает уровни, типичные для развитых стран (10–20%) и даже для некоторых развивающихся стран (в Бразилии расходы на еду составляют 17,8% семейного бюджета). За год среднедушевое потребление мяса снизилось с 73,8 кг/чел. до 72,6 кг/чел, при этом продажа населению говядины сократилась на 17,5%.

   Наблюдаются тенденции к снижению качества потребления, в том числе в связи с падением реальных доходов населения: это происходит как в форме переключения на товары более низкого ценового сегмента, так и за счёт появления фальсифицированной продукции на рынке сыров.

   Ситуация в экономике не позволяет рассчитывать на быстрое восстановление спроса на продовольственных рынках, что будет сопровождаться как дальнейшим сдвигом структуры спроса в пользу более дешевого сегмента, так и сдвигом спроса с рыбы на мясо, а также возрождением значительного нетоварного производства для личного потребления в секторе овощей и фруктов...».

Тотальная зависимость от Беларуси

   «Подавляющий объём продуктового импорта в Россию как поступал, так и поступает из Беларуси (96% в 2015 году). Заметно увеличилась зависимость России от импорта белорусских сыров, творога, сливочного масла и прочих жиров и масла. В 2015 году 81% импортных сыров в России происходило из Беларуси. Наибольший рост поставок из Беларуси наблюдается по категории сыров и творога – на 24% за 2015 год к предыдущему году. В 2015 году в число основных поставщиков сыров вошла также Сербия, заняв долю в 4% импорта».

   Как отмечают авторы доклада, белорусскому импорту способствует разница внутренних цен.

   «Так, цена на говядину в декабре 2015 г. в Беларуси оказалась ниже внутрироссийской цены на 19%, свинину – на 15%, мясо кур – на 11%, яблоки – на 38%, молоко – на 24%, сыр и сливочное масло – на 9 и 8 % ниже соответственно.

   Таким образом, экспорт большинства белорусских товаров на российский рынок по-прежнему остаётся выгодным, чему способствовала произошедшая в стране девальвация национальной валюты: белорусский рубль по итогам 2015 года был девальвирован к доллару на 56%.

   Основные страны-экспортёры говядины в 2015 году не изменились по сравнению с 2014 годом, в их число вошли Беларусь, Украина и Бразилия, на долю которых пришлось 98,7% импорта. При этом в физическом выражении поставки из Беларуси выросли на 23%, а из Украины – на 34%».

 

Мясо: все силы – на экспорт

   «Ключевой задачей для российских производителей мяса и птицы становится доступ к экспортным рынкам. Однако сохранение тенденции к снижению мировых цен на продовольствие объективно будет препятствовать росту российского экспорта на новые рынки, а также создавать значительные риски перераспределения доли на внутреннем рынке в пользу импортных продуктов в случае отмены контрсанкций, что может быть компенсировано только дальнейшей девальвацией рубля.

   В связи с этим государственная поддержка экспорта продовольствия должна стать одним из приоритетов Государственной программы развития сельского хозяйства по всему спектру продукции, особенно мяса, рыбы (спрос на которую в противном случае будет внутри страны стагнировать и не позволит обеспечить рост сектора) и продуктов их углубленной переработки».

   «Поддержка государства на рынке мяса должна быть направлена на обеспечение качества и безопасности продукции, стандартизации и брендирования продукции, развитие адаптированного под различные экспортные рынки товарного ряда, содействие максимально быстрому получению прав на поставки на рынки зарубежных стран. Без обеспечения такого рода экспортной «революции» инвестиции в новые производства мяса должны быть лимитированы и ограничены...».

   «При этом в связи с переключением спроса на более дешёвые продукты говядина будет приобретать свойства нишевого дорогого продукта, поэтому массовая поддержка этого сегмента нецелесообразна...».



Молоко: «выбить» с рынка старые производства

   «Государственная политика в отношении производства на рынке молока и молочных продуктов должна быть направлена на обеспечение снижения себестоимости продукции (молока) до конкурентоспособного с мировым рынком уровня. При этом необходимо в качестве обязательного условия сделать приоритетным вопрос обеспечения безопасности продукции и соответствия её техническим регламентам, что обусловлено объективным снижением качества молочной продукции на рынке в последние несколько лет.

   Благодаря сохранению диспаритета внутренних и мировых цен на молоко и молочные продукты сохраняется возможность реализации проектов технологической модернизации отрасли. Это в том числе требует борьбы с наличием на рынке явным образом демпингующих организаций, что препятствует развитию и не стимулирует к инвестированию в отрасль.

   Наиболее целесообразным представляется не предоставление дополнительных субсидий, фиксирующих сложившееся положение дел, а стимулирование выбытия неэффективных старых производств. Только такая политика позволит конкурировать, в частности, с белорусскими производителями, которые будут стремиться увеличить свою долю российского рынка даже при условии сохранения антисанкций. Основой успеха может стать активное привлечение в качестве инвесторов, обладающих передовыми технологиями, иностранных производителей на рынке молочной продукции, уже имеющих локализованные производства на территории России».

*****

   «Государственную политику в отношении рынков овощей и фруктов в части продукции, производство которой возможно в российских условиях, кроме поддержки инвестиционной фазы, целесообразно направить на обеспечение роста товарности производства мелких производителей путём внедрения стандартов и развития производственной и торговой кооперации. Целесообразно также сразу ставить задачи по обеспечению экспорта как самих плодов, так и продуктов их глубокой переработки...».

*****

   «Падение относительного уровня издержек сельскохозяйственного производства (не учитывая уровень процентных ставок) в России при достаточно низком уровне использования ресурсов (прежде всего земли) позволяет с учётом относительно привлекательного уровня цен на продовольствие внутри страны реализовать масштабную программу развития агропромышленного производства с использованием иностранного капитала. Это позволит в условиях действия торговых ограничений реализовать проекты с относительно небольшим инвестиционным циклом на основе снижения издержек путем переноса технологий и низких процентных ставок...».

   «Для снижения себестоимости продукции в мясном и молочном секторах вместо введения экспортных пошлин на зерновые (для снижения цен на зерновые внутри) необходима поддержка государством селекции в сфере кормовых культур (кукуруза, соя), а также целесообразно вернуться к рассмотрению вопроса относительноприемлемости генно-модифицированных культур в кормовых целях».

Подготовил Павел БЕРЕЗИН

БОЛЬШЕ ОПЕРАТИВНЫХ НОВОСТЕЙ — В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ ЖУРНАЛА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ!

 

 

Журнал ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ©

Все права защищены. Перепечатка или использование информации разрешаются только с письменного согласия главного редактора журнала ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Нарушение авторских прав будет преследоваться по закону

Яндекс.Метрика