Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

СУДЬБА СИБИРСКОГО ЛЬНА

Наши контакты:

г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104, офис 230

Тел.: (383) 335-61-41 (факс), +7 913-900-05-75 (директор),

+7 913-941-72-79 (главный редактор Павел Березин)

Реклама:

+7 913-201-66-53 (Оксана),

+7 913-201-41-50 (Наталья),

+7 913-201-42-84 (Светлана)

E-mail: predsedatel@ngs.ru

По вопросам подписки и рассылки обращаться по телефону:

+7 913-201-66-53 (Оксана)

  БЕСПРЕДЕЛ С ЦЕНАМИ НА МОЛОКО                 БУГАКОВ: КТО НЕ ВПИСАЛСЯ В РЫНОК?        КОГДА У СЕЛА БЫЛИ КРЫЛЬЯ...

Налоговая революция: НДС и ЕСХН теперь вместе

   Наш постоянный эксперт, директор ООО «Аудиторская фирма «МИАЛаудит» Алексей ЛУЗЯНИН – о том, как изменится налоговая практика у аграриев после принятия революционного закона, признающего плательщиков единого сельхозналога плательщиками НДС.

   – Ну что, уважаемые товарищи, это свершилось! Наконец-то, после долгих раздумий, обсуждений и колебаний со стороны законодателей, был принят Федеральный закон № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 27 ноября 2017 года президент РФ подписал этот Закон, а это означает, что он уже вступил в силу.

   Полный текст Закона составляет более 120 страниц, и он действительно вносит очень много новшеств, но основное изменение следующее: ст. 145 п. 1 (статью, касающуюся освобождения от уплаты НДС) дополнить абзацем следующего содержания: «Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учёта налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы».

   Таким образом, если за 2018 год доход от реализации товаров (работ, услуг) вашей сельхозорганизации превысит 100 млн руб., вы обязаны будете наряду с исчислением ЕСХН начислять и уплачивать НДС. В дальнейшем порог перехода на уплату НДС уменьшается.

   Обратите внимание, что данная норма начинает действовать с 1 января 2019 года, то есть у сельхозпроизводителя ещё есть год, чтобы подготовиться к изменению.

Благо и помощь?

   Напомню, что идея ввести НДС для плательщиков ЕСХН обсуждалась активно несколько лет, при этом прорабатывались различные варианты. Но это всё в прошлом, сегодня данную норму приходится принимать как свершившийся факт.

   Почему возник этот вопрос? С введением в действие Единого сельхозналога в обороте сельхозпродукции была прервана цепочка последовательной уплаты и вычетов НДС, что очень сильно повлияло и на сельхозпредприятия, и на переработчиков сельхозпродукции, и на торговые сети. Ну, представьте, переработчик (молзавод, мясокомбинат и т.д.), закупая у плательщика ЕСХН – сельхозпредприятия – продукцию, не может принимать НДС к вычету, а с реализации своей готовой продукции уплачивает НДС в бюджет по ставке 10%, то есть фактически переработчик теряет эти 10%, уплачивая их в бюджет. Поэтому многие переработчики искали различные пути выхода из этой ситуации: брали посредников, уменьшали цену закупки продукции у сельхозорганизации.

   Аналогичная ситуация и с розничными сетями. Приходит сельхозпредприятие к ним со своей продукцией, а им в ответ: вы неплательщик НДС, следовательно, при закупке вашей продукции к вычету мы взять НДС не можем, и зачем нам такая продукция, которую мы вынуждены будем продавать дороже обычного?

   В итоге получался замкнутый круг: с одной стороны, все говорят о том, что надо поддерживать отечественного сельхозпроизводителя, закупая только у него продукцию, но реально ни переработчики, ни магазины не хотят этого делать. В общем, придумали красивое слово «импортозамещение», и как в кавээне: «А что это значит?» – «Ну, пока только слово придумали!» Поэтому принятие данного Закона в целом, конечно же, позиционируется как благо и помощь.

Кто будет в выигрыше:

  • сельхозтоваропроизводители, которые станут уплачивать НДС наряду с ЕСХН: возможно увеличение стоимости реализуемой продукции (хотя не факт);

  • переработчики сельхозпродукции (так как смогут теперь НДС принимать к вычету).

Кто потеряет:

  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы: если раньше, закупая продукцию у ЛПХ и фермеров, они могли реализовывать её без НДС, то теперь будут начислять суммы НДС, при этом к вычету брать не смогут, и будут вынуждены либо увеличивать цену своей продукции, либо терпеть убытки в виде начисляемого НДС.

Дали подышать – и хватит

   Но есть ещё одно огромное «но». Все дело в том, что за эти годы – а ведь прошло уже 15 лет (ЕСХН был введен в 2003 году) – большинство сельхозпроизводителей уже приспособились к этой системе. Продукция продаётся по большей части посредникам (поэтому в цене никто ничего не теряет), большинство магазинов напрямую как не брали продукцию, так и не будут брать – что с НДС, что без НДС (потому что, кроме этого нужно выполнить массу условий, например, упаковка и т. д.). Есть ещё один очень важный нюанс для организаций: рассчитывать ЕСХН научилось большинство сельских бухгалтеров.

   Причём нужно понимать, что система налогообложения в виде ЕСХН является, по сути, упрощённой (льготной) системой для агрария. Сам налог к уплате возникает очень редко, поэтому многие уже забыли, что такое налоговые проверки и жёсткий налоговый контроль. В большинстве случаев организации отвечали на присылаемые налоговыми органами письма, требования и запросы. Поэтому с уплатой ЕСХН налоговые органы отвлеклись от сельхозорганизаций, и дали им «подышать». А вот с НДС это не пройдет.

   НДС нашей налоговой системой теперь контролируется «от» и «до». Во-первых, все плательщики НДС должны с недавнего времени сдавать в налоговую инспекцию в электронном виде книгу покупок и продаж, в которые заносятся все данные и суммы по принимаемым счетам-фактурам поставщиков и выписанные счета-фактуры покупателям. А это значит, что плательщики НДС должны вести бухгалтерский и налоговый учёт автоматизированным способом, то есть с использованием какой-то бухгалтерской программы (чаще это «1С: Сельхозпредприятие»). Все сельхозорганизации автоматизировали свой бухгалтерский учёт? Все сегодня используют бухгалтерские программы и ведут в них все участки учёта? Очевидно, что нет: примерно половина сельхозорганизаций, подпадающих под действие данного закона, ещё не автоматизировались.

   Во-вторых, да если и автоматизируются, то организации должны будут чётко и досконально вести учёт приходящих к ним счетов-фактур от поставщиков и проводить проверку этих поставщиков, собирая по каждому досье. Ведь в том случае, если поставщик будет признан «однодневкой» (электронная система не увидит, что счёт-фактура, по которому вы приняли НДС к вычету, поставщик провёл и уплатил сумму налога), к вашей организации будет много вопросов. А если в общем итоге по декларации за налоговый период у вас получится сумма НДС к возмещению (то есть бюджет вам должен будет вернуть сумму), то ждите тотального налогового контроля.

   Поэтому, прежде чем уплачивать сумму НДС наряду с ЕСХН, нужно досконально настроить систему учёта и налогообложения на предприятии, что является на сегодняшний момент для хозяйств огромной проблемой просто исходя из того, что есть не так много молодых кадров, желающих работать в деревне и внедрять автоматизацию.

Когда НДС не примут к вычету

   Тот же рассматриваемый Закон вносит много других изменений по НДС, которые нужно также учесть. Вот одно из значимых: теперь нельзя будет принимать к вычету НДС по активам, приобретённым за счет субсидий, раньше это разрешалось.

   Изменения в ст. 170 НК РФ говорят об этом прямым текстом: «21. В случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав за счёт субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, вычету не подлежат…».

   Поэтому пока не очень понятно, что реально даст сельхозпроизводителям эта налоговая революция: новые проблемы или всё-таки решения проблем? А то ведь очень часто бывает, что «хотели как лучше, а получилось, как всегда».

 

 

Журнал ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ©

Все права защищены. Перепечатка или использование информации разрешаются только с письменного согласия главного редактора журнала ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Нарушение авторских прав будет преследоваться по закону