Грузы идут в составе ускоренных контейнерных железнодорожных поездов собственного формирования. В основном это пиломатериал и химия, однако в последнее время всё актуальнее становится экспорт сельхозпродукции сибирского производителя, отмечает генеральный директор ООО «АСК» Павел ЗАХАРОВ.
В прошлом году именно компания «АСК» отправила в Китай первый прямой ускоренный контейнерный поезд (УКП) с сибирским рапсом. Время в пути от Новосибирска до границы Китая заняло семь суток, 24 декабря 2017 года пятьдесят сорокафутовых контейнеров прибыли на станцию Эрлянь-Хото (китайская провинция Внутренняя Монголия, граница Китай-Монголия). Груз прошёл всю необходимую сертификацию Комитета по безопасности пищевой продукции и был признан годным для ввоза в Китай.
Как логистика влияет на инвестиционный климат? Почему отправка грузов вагонами – это вчерашний день? А главное, как быстро, надёжно и выгодно доставить товар в Китай? Подробности – в интервью Павла Захарова журналу ПРЕДСЕДАТЕЛЬ.
«Мы знаем, как устроена логистика в Китае»
Торговая война между Китаем и США набирает обороты: США вводят санкции против Китая, союзные страны к ним присоединяются. Под санкции попадает и экспорт продовольствия. В Австралии второй год – сильная засуха и низкий урожай. В этой ситуации именно у России как ближайшего соседа и партнёра Китая есть шанс войти на рынок страны с миллиардным населением. Что же необходимо для этого в первую очередь?
– В любом бизнесе на межгосударственном уровне большую роль играют логистика и транспортное сообщение. Например, есть китайский предприниматель, который хочет инвестировать в развитие сельхозпроизводства в России. Он ищет партнёров, строит завод по переработке, но самый главный для него вопрос – как быстро и с наименьшими затратами вывезти свою продукцию в Китай? При отправке вагонами время на перевозку до границы с Китаем займет 25 дней и более (на ЖД Монголии часто бывают «пробки»), и эта скорость китайских бизнесменов не устраивает. – Другое дело, когда есть возможность отправить груз в контейнерах в составе УКП, и он в течение семи дней доедет непосредственно до грузополучателя в Китае, да ещё и с меньшими издержками, – говорит Павел Вадимович. – Именно фактор скорости является основным преимуществом ускоренных контейнерных поездов по сравнению с повагонной отправкой. С развитием контейнерных перевозок улучшается инвестиционный климат в Сибири, растёт взаимная заинтересованность в российско-китайском сотрудничестве.
Каждую неделю компания «АСК» отправляет в Китай один-два контейнерных состава, общий объём грузоперевозок в месяц достигает 500 контейнеров. В основном это пиломатериал, однако есть и продукция аграрной отрасли: рапс, лён, семечка подсолнуха. Прямые ускоренные контейнерные поезда идут со станций Клещиха (Новосибирск) и Иня-Восточная (Новосибирск) через пограничные переходы Забайкальск – Маньчжурия и Наушки (Россия/Монголия) – Эрлянь-Хото (Монголия/Китай).
– Мы много лет напрямую сотрудничаем с ведущими транспортными компаниями и с министерством транспорта Китая, знаем, как там устроена логистика, – отмечает Павел Захаров. – Более того, у нас есть совместное предприятие с крупной китайской государственной транспортной компанией, которая ведёт переговоры с государственными и коммерческими структурами Китая от нашего имени. Таким образом, мы имеем все возможности, чтобы быстро доставить груз в контейнере в любую точку Китая без потери качества товара, осуществить перевозку «от двери до двери». Отмечу, что по качеству сервиса в оказании транспортных услуг мы полностью соответствуем уровню ведущих мировых держав.
Один из ключевых партнёров компании «АСК» – китайская государственная корпорация, которая намерена и дальше укреплять торгово-экономические связи с сибирским регионом.
– Все наши совместные начинания с компанией «АСК» успешно претворились в жизнь, мы довольны сотрудничеством и будем продолжать его, – отметил глава корпорацииг-н Ли. – Мы занимаемся развитием прямых железнодорожных контейнерных перевозок в направлении Новосибирск-Китай и планируем в самое ближайшее время увеличить объёмы в три-пять раз. Для нас очень интересна поставка продуктов питания из Сибири в Китай.
С колёс – на рельсы
Анализ развития рынка железнодорожных перевозок даёт весьма неутешительный прогноз для вагонных отправок. Средний возраст вагона – 30 лет. В ближайшие три года списанию подлежит большое количество подвижного состава. Это касается и крытых вагонов, и вагонов-зерновозов. А поскольку отечественный АПК наращивает объёмы производства, то необходимо искать другие виды транспортировки.
Самый оперативный, выгодный и удобный способ доставки груза как для производителя, так и для получателя продукции – контейнерные перевозки. Именно эту услугу предоставляет транспортная компания «АСК».
– Контейнеры бывают двух видов: 20 и 40 футов длиной. В зависимости от груза наши логисты выбирают контейнер, оптимальный для его перевозки, – объясняет Павел Захаров. – В оперативном управлении у компании «АСК» всегда есть достаточное количество таких контейнеров, поэтому проблем с формированием контейнерных поездов у нас нет.
Важным преимуществом контейнерных перевозок является возможность решить логистические проблемы элеваторов, агрохолдингов и переработчиков, которые расположены вдали от крупных железнодорожных станций. С большинства станций отправить контейнерный состав по железной дороге невозможно, так как они не открыты по параграфу для работы с крупнотоннажными контейнерами и к тому же не рассчитаны на поездную отправку: длина пути не позволяет сформировать состав. Проблема решается доставкой груза автопоездом-контейнеровозом до новосибирских станций Клещиха и Иня-Восточная, где он включается в состав контейнерного поезда.
– Наше преимущество в том, что мы можем приехать в любую точку Западной Сибири и забрать контейнерный груз там, где железной дороги нет. У нас есть собственный автомобильный парк из тягачей Scania и полуприцепов Grunwald и Steelbear. Тягачи Scania – последнего, шестого поколения, мы – первая и пока единственная в России транспортная компания, у которой появилась такая техника, – подчёркивает Захаров. – В нашем штате только опытные водители с многолетним стажем, весь транспорт оснащён новейшей системой спутниковой навигации GPS. Работаем в полном соответствии с отечественным законодательством: нагрузка на автомобильную ось не превышает установленную норму. У тягача три оси, три-четыре оси – у прицепа, поэтому наши автопоезда опять-таки единственные в Сибири, способные официально ездить по региональным и федеральным трассам без ограничений. Конечно, желательно, чтобы дорога была асфальтированной, ведь вес автопоезда – 44 тонны, по просёлочной или грунтовой дороге он попросту не пройдёт. Кроме того, автопоезду нужна площадка с твёрдым асфальтовым покрытием для маневрирования. Как правило, этим требованиям вполне соответствуют, например, элеваторы, которые можно использовать для аккумуляции груза в одном регионе.
Быстро. Надёжно. Выгодно
Как уже отмечали, самое главное преимущество контейнерных перевозок – это скорость доставки грузов: время в пути до китайской границы у контейнерного состава занимает 7 дней, а вагоны едут 25 дней. Скорость контейнерного поезда достигает 1200 км в сутки, быстрее – только самолетом.
Ещё одна немаловажная деталь – сохранность качества товара: груз в контейнере изолирован, контакт с окружающей средой исключён. Какой по качеству товар погрузил продавец, такой же и получит покупатель.
– Ширина железнодорожной колеи в России составляет 1520 мм, а в Китае – 1430 мм, поэтому на пограничных станциях проходит разгрузка-погрузка из российского вагона – в китайский, – объясняет Павел Вадимович. – Она занимает несколько дней и зачастую проходит под открытым небом. Это критично для таких чувствительных грузов как, например, мука, которой «водные процедуры» вроде дождя или снега попросту противопоказаны. Портятся и другие товары, упакованные в мешки, которые могут порваться. В отличие от вагона, контейнер не нужно разгружать: специальный кран переставляет контейнер с российской платформы на платформу китайскую, причём процедура разгрузки-погрузки одного поезда занимает всего четыре часа.
Контейнерные перевозки – это не только быстро, но ещё и выгодно: так, отправка тонны груза контейнером прямиком до грузополучателя в Китае дешевле на 20% в сравнении с отправкой в вагоне. Если вы отправляете, например, 10-20 контейнеров, то экономия денежных средств может доходить до $10 000. Кроме того, на вагон необходимо заранее делать заявку – 15 числа предыдущего месяца, да ещё и с предоплатой 100%. Но далеко не факт, что свободный вагон будет в наличии на конкретную дату погрузки. Это влечёт срыв погрузки и штрафные санкции по контракту поставки товара. А контейнер у компании «АСК» можно заказать за три-четыре дня до начала погрузки, к тому же с отсрочкой платежа.
С компанией «АСК» вы не будете зависеть от дефицита вагонов, вам не понадобятся дополнительные затраты на разгрузку-погрузку и обеспечение сохранности груза. И вам, и вашему партнёру в Китае не придётся искать посредника для доставки по территории Китая.
– Есть китайский партнёр, есть груз, но нет вагонов для отправки? Мы предоставим контейнеры и доставим груз напрямую покупателю, – говорит Павел Захаров. – Если вы в договоре указываете возможность доставки товара «от двери до двери» – есть такой логистический термин, обозначающий прямую доставку непосредственно получателю, – то это ваше большое преимущество, и китайский партнёр наверняка заинтересуется сотрудничеством именно по такой схеме и именно с вашей компанией.
В большинстве случаев по условиям контрактов аккредитив открывается китайской стороной только после пересечения китайской границы. Именно поэтому контейнерные перевозки сокращают сроки получения денег и являются наиболее предпочтительным вариантом для тех, кто настроен на долговременное и выгодное сотрудничество с Китаем.
Прямое сообщение – прямые инвестиции
В 2017 году России и Китаю удалось достичь качественного прорыва в росте товарооборота: взаимная торговля увеличилась на 31,5%, в текущем году фиксируется схожая динамика. За первое полугодие 2018 года товарооборот между РФ и КНР увеличился на 50% и, скорее всего, превысит рубеж в $100 млрд.
– В Китае действует госпрограмма по закупке сельхозпродукции в России. Правительство и Коммунистическая партия Китая большое внимание уделяют развитию этого направления, – отмечает Захаров.
У российско-китайских отношений большое будущее. Китай готов инвестировать в российскую промышленность и аграрную отрасль, готов поставлять технику, строить сушилки, элеваторы, развивать переработку сельхозпродукции. Среди богатств России – её пахотные земли, Китай же испытывает недостаток в плодородных почвах. В свою очередь, Сибирь – это уникальное место. Это центр России: Владивосток, Санкт-Петербург, Новороссийск – до всех крупных морских портов расстояние очень большое и примерно одинаковое. И это расстояние на протяжении последних лет является одной из основных проблем, которые стоят перед нашими сельхозпроизводителями и переработчиками – дистанция в тысячи километров отсекает международного потребителя от сибирской сельхозпродукции.
– Южные районы нашей страны находятся в более выгодном положении, – отмечает Павел Захаров. – Терминал в Новороссийске позволяет вывозить зерно морским транспортом, который к тому же самый дешёвый. Однако и у сибирских аграриев и переработчиков благодаря нашей компании может появиться свой выход на рынок не только Китая, но и стран тихоокеанского региона. У компании «АСК» налажены тесные рабочие связи с транспортными логистическими компаниями, имеющими свой подвижной состав на территории КНР. Например, среди наших партнёров – корпорация порта Далянь. Она занимает 11-е место в списке самых крупных транспортных корпораций мира, в неё входят 46 предприятий, а в сутки через порт Далянь проходит более миллиона тонн продукции. Это важный для экономики Китая объект. Грубо говоря, если порт Далянь решает развивать сотрудничество с Россией через контейнерные железнодорожные перевозки, то бизнесмены Китая воспринимают это как зелёный свет в наших экономических отношениях. Мы показали представителям порта Далянь наши станции, наши возможности. И на последних переговорах в сентябре в Новосибирске было достигнуто полное взаимопонимание с китайской делегацией из порта Далянь об открытии в октябре этого года прямого контейнерного железнодорожного сообщения по маршруту Новосибирск – Забайкальск/Маньчжурия – порт Далянь. Загорелся зелёный свет.
Ещё один важный момент для ориентированных на экспорт в Китай производителей и переработчиков сельхозпродукции – это компенсация транспортных расходов.
– Возможно, не все об этом знают, однако в Российской Федерации действует государственная программа поддержки сельскохозяйственного производства, – рассказывает Павел Захаров. – Её осуществляет АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) – государственный институт поддержки несырьевого экспорта, предоставляющий российским экспортёрам-производителям широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки, в том числе при перевозке на экспорт в контейнере.
Контейнерные перевозки: работы хватит всем
Самая большая проблема в русско-китайских торговых отношениях – это логистика. Есть товар, цена, покупатель. И есть «узкие места» на пограничных станциях, перегрузка, порча товара, длительные сроки транспортировки, нехватка подвижного состава и другие сложности, которые возникают при отправке товара вагонами. Избежать их позволяет контейнерный способ транспортировки груза. Преимущества работы с компанией «АСК» в этом направлении уже оценили экспортёры пиломатериалов и другой продукции деревообработки, а теперь компания предлагает свои услуги аграрной отрасли.
– Транспортировка сельхозпродукции – новое направление для компании «АСК», в наших планах – наладить партнёрские отношения с производителями и переработчиками из Западной Сибири. Мы не торговые посредники между продавцом и покупателем, мы – транспортная компания, которая доставляет грузы из Сибири в Китай, – объясняет Павел Захаров. – Нас интересует сотрудничество с элеваторами, мукомольными предприятиями, ассоциациями и союзами аграриев, которые готовы предложить китайским партнёрам большие объёмы продукции. По старинке они стараются заключать контракты с вагонной перевозкой. Но ведь на дворе XXI век. Весь мир развивает контейнерные перевозки, и нам тоже нельзя стоять на месте. Существует такой термин как контейнеризация груза. В Европе объём контейнерных перевозок от общих грузоперевозок составляет 60-70%, в США – 80%. А в Российской Федерации по последним данным – всего 4-5%. Хорошо, что есть тенденция к повышению данных показателей. Статистика говорит, что за 2017 год объём экспортных контейнерных перевозок вырос в два с половиной раза по сравнению с предыдущим годом. И работы в этом направлении хватит всем: и нашему поколению, и следующему.
Наталия ВОРОНИНСКАЯ
- > Главная
- > Политика в отношении обработки персональных данных
- > Редакционный совет журнала
- > Сельское хозяйство Сибири: земля и люди
- > Слово редактора
- > Лента новостей
- > КОРОНАВИРУС В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
- > Главные темы
- > Животноводство
- > Молоко
- > Свиноводство
- > Птицеводство
- > Растениеводство
- > Овощеводство
- > Ноу-Хау
- > Агроконсалтинг
- > Господдержка
- > Агромашины
- > Персоны
- > Вопрос о земле
- > Уроки истории
- > Социология
- > Деньги
- > Путешествия с ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ
- > Архив публикаций
- > Наши контакты
- > О журнале
- > Реклама на сайте ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
- > Главные события отрасли
- > Логистика
- > АСК контейнерные перевозки в Сибири
- > ЗЕРНО И ПЕРЕРАБОТКА
- > ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Журнал ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ©
Все права защищены. Перепечатка или использование информации разрешаются только с письменного согласия главного редактора журнала ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Нарушение авторских прав будет преследоваться по закону